| Научный журнал
 К ВОПРОСУ О КАДРОВОЙ ПОЛИТИКЕ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН | статьи | Научный журнал

К ВОПРОСУ О КАДРОВОЙ ПОЛИТИКЕ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Опубликовано: 22-10-2014
Автор(ы): Ф.Н. Ержанова Министерство здравоохранения Республики Казахстан, г. Астана

Эффективное функционирование и перспективное развитие здравоохранения обеспечивается кадровыми ресурсами, составляющими более 150 тыс. человек, из которых 43 тыс. врачей и 113 тыс. работников со средним медицинским образованием. Последние годы в отрасли предприняты существенные меры по сохранению и развитию кадрового потенциала, повышению его профессионального уровня, оптимизации численности и состава.
Учебные учреждения системы Минздрава РК продолжают ежегодно выпускать около 10 тыс. молодых специалистов с высшим и средним образованием. Действует система сертификации специалистов и лицензирования медицинской деятельности. Несмотря на экономические сложности, проводится периодическая аттестация работников, направленная на повышение квалификационной категории. Свыше 30 тыс. работников здравоохранения ежегодно проходят обучение на циклах специализации, общего и тематического усовершенствования. В медицинских вузах осуществляется подготовка по новым для здравоохранения специальностям: сестринскому делу, общеврачебной практике, экономике, клинической психологии и др. Совершенствуется система приема в высшие учебные заведения на основе целевых заказов. Все большее распространение получает контрактная система найма на работу молодых специалистов. Постоянно совершенствуется технология учебного процесса.
Вместе с тем остаются нерешенными следующие проблемы в области кадровой политики: низкий уровень оплаты труда, недостаточная социальная защищенность работников здравоохранения; несовершенство нормативно-правовой базы отрасли; наличие диспропорций между врачами общего профиля и узкими специалистами, врачами и средним медицинскими работниками; несоответствие системы подготовки специалистов потребностям практического здравоохранения и задачам структурной перестройки отрасли; низкая обеспеченность сельских учреждений и отдаленных территорий при высокой концентрации медицинских работников в крупных городах, в учреждениях специализированных видов помощи по сравнению с первичным звеном; усиление тенденции оттока из отрасли молодых специалистов.
Стратегия кадровой политики в здравоохранении определяется перспективами развития отрасли и зависит от степени социальной ориентированности государства, признания обществом высокой экономической значимости здоровья как важной составляющей трудового потенциала страны.
Основная цель государственной кадровой политики на ближайшую перспективу состоит в развитии системы управления кадровым потенциалом отрасли, позволяющей на основе рационального планирования подготовки и распределения кадров, использования мотивационных механизмов и методов социальной защиты работников, обеспечить органы и учреждения здравоохранения персоналом, способным на высоком профессиональном уровне решать задачи повышения качества медицинской и лекарственной помощи населению, добиваться перспективного развития отрасли на принципах ресурсосбережения, технологического роста, духовного и нравственного совершенствования.
Основные концептуальные задачи по реализации государственной кадровой политики в области здравоохранения состоят в следующем:
1. Обеспечение дальнейшего развития комплексной системы планирования кадровых ресурсов с учетом структуры потребности отрасли, рационального размещения и эффективного использования.
2. Повышение профессионального уровня работников отрасли на основе дальнейшего совершенствования непрерывного обучения и самообразования, развития системы государственных стандартов к качеству подготовки и порядку допуска к профессиональной деятельности.
3. Повышение уровня жизни работников здравоохранения, приведение системы оплаты труда в соответствие со сложностью, количеством и качеством оказания медицинской помощи.
4. Обеспечение правовой и социальной защиты работника отрасли, развитие государственного и социального страхования, повышение эффективности охраны труда.
Планирование численности и структуры кадров работников здравоохранения должно строиться в соответствии с Программой государственных гарантий бесплатной медицинской помощи гражданам РК, на основании перспективного прогноза потребностей населения с учетом демографической ситуации и динамики здоровья населения, потребности санитарно-эпидемиологической службы, учебных, научно-исследовательских и др. учреждений здравоохранения, прогноза естественного движения кадров, характера миграционных процессов, состояния структурной перестройки отрасли. Численность и структура кадров должны быть приведены в соответствие со стратегическими направлениями развития отрасли и обеспечивать ее дальнейшее реформирование. Совершенствование планирования обеспечивается на основе разработки и использования нормативной базы. Текущие нормативы должны стать действенным инструментом выравнивания региональных, социальных (город-село, центр-периферия) и структурных (по видам помощи, типам учреждений и специальностям) диспропорций в распределении кадрового потенциала, а также обеспечивать пропорциональность развития первичной и специализированных видов медицинской помощи.
Качественный уровень специалиста определяется правильным подбором абитуриентов, ему способствует расширение сети профессионально ориентированных лицеев, колледжей медицинского профиля, введение альтернативных форм прохождения военной службы в учреждениях здравоохранения, целенаправленная работа со старшеклассниками путем привлечения их к оплачиваемой работе в отраслевых учреждениях. В дальнейшем совершенствовании нуждаются программы обучения студентов, основная цель которых заключается в приближении к интересам медицинской практики. В соответствии с новыми требованиями, предъявляемыми к профессиональному уровню медицинских кадров, необходимо совершенствовать всю взаимосвязанную систему документов, регламентирующих учебный процесс в медицинских образовательных учреждениях.
В дальнейшем совершенствовании нуждается система контроля качества подготовки специалистов на всех этапах непрерывного образования.
Методическую основу совершенствования системы обучения в учебных учреждениях и на последипломном этапе в условиях реструктуризации отрасли должна составить масштабная работа по подготовке системы квалификационных (должностных) моделей (или требований) в разрезе ведущих профессиональных групп специалистов и руководителей здравоохранения. По каждой должности должны быть определены объемы необходимых знаний, включающих обоснованный набор теоретических вопросов и практических навыков. Непрерывное обучение также должно предусматривать совершенствование системы самообразования, на развитие которой должны быть нацелены научно-исследовательские организации, готовящие соответствующие профилю обучающие программы, экспертные системы и методические материалы, разрабатывающие современные системы передачи знаний. Необходимо повысить методический уровень и требования к системе сертификации и аттестации на основе внедрения единых для страны стандартов, регламентирующих критерии, сроки, содержание данной работы.
Сложные условия функционирования организаций  здравоохранения при устаревающей материально-технической базе и недостаточном финансировании специальных мер защиты рабочих мест требуют повышения внимания руководителей к проблеме охраны жизни и здоровья работников отрасли при выполнении профессиональных обязанностей. Необходимо пересмотреть действующие в отрасли нормативные документы по охране труда, привести их в соответствие с современными требованиями безопасности. Усилить административный контроль за выполнением правил охраны труда, регулярно проводить обучение руководителей и персонала организаций здравоохранения. С целью повышения социальной защищенности медицинских работников при осуществлении профессиональной деятельности необходимо создать систему государственного социального страхования ответственности на случай ошибки и при наличии риска медицинского вмешательства. 


 

Қазақстан Республикасының денсаулық сақтау мекемелерінде мамандар саясаты мәселесі

Ф.Н. Ержанова

Қазақстан Республикасында денсаулық сақтау мекемесінде мамандар даярлау саясатының стратегиясы бұл саланың дамуының болашағымен айқындалады және мемлекеттік әлеуметтік мәселелерге бағытталуына байланысты, қоғамның денсаулық мәселесі ең жоғарғы экономикалық мәселе екендігін елдің еңбек потенциалының құрылымы екенін мойындауында болып табылады. 
 
To a question on personnel selection in public health Republics Kazakhstan’s
F.N. Erzhanova

Personnel selection strategy in Republic Kazakhstan public health services is defined by prospects of development of branch and depends on degree social оrientations the states, recognitions a society of the high economic importance of health as an important component of labor potential of the country.

год: 2010 выпуск №5