| Научный журнал
 МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РЕПРОДУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА (НА ПРИМЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ГОРОДА СЕМЕЙ) | статьи | Научный журнал

МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РЕПРОДУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА (НА ПРИМЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ГОРОДА СЕМЕЙ)

Опубликовано: 17-07-2017
Автор(ы): Зайтуна А. Хисметова, http://orcid.org/0000-0001-5937-3045 Алия К. Атабаева, http://orcid.org/0000-0001-7725-2255 Умытжан С. Самарова, http://orcid.org/0000-0003-3320-7115 Камила М. Худайбердина Государственный медицинский университет города Семей, Кафедра общественного здравоохранения, г. Семей, Республика Казахстан

УДК 614.254-378.046.4

 

МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РЕПРОДУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

(НА ПРИМЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ГОРОДА СЕМЕЙ)

 

Зайтуна А. Хисметова, http://orcid.org/0000-0001-5937-3045

Алия К. Атабаева, http://orcid.org/0000-0001-7725-2255

Умытжан С. Самарова, http://orcid.org/0000-0003-3320-7115

Камила М. Худайбердина

 

Государственный медицинский университет города Семей,

Кафедра общественного здравоохранения, г. Семей, Республика Казахстан

 

Резюме

Введение. Изучение репродуктивного поведения является существенным и необходимым для понимания и прогнозирования тенденций рождаемости в Казахстане. Ускоренное физическое развитие молодежи, стремление ее раннего вхождения  в социальной мир взрослых происходят на фоне все большего признания прав подрастающего поколения, расширения возможностей участия молодых людей во всех сферах жизни общества. В условиях либерализации половой морали, ослабления воспитательной функции семьи и образовательных учреждений, при физическом отсутствии воспитательно - образовательных программ по вопросам пола и сексуального поведения, полоролевая  социализация молодежи превратились в стихийный процесс [1,5].

Цель: Изучитьмедико-социальные аспекты репродуктивного поведения студентов медицинского вуза (на примере Государственного Медицинского Университета города Семей).

Материалы и методы: Исследование - одномоментное поперечное [9,10]. Проведен социологический опрос (анкетирование). Объектами социологического исследования явились 200 студентов Государственного Медицинского Университета  г. Семей (n=196).  Статистическая обработка полученных данных велась с помощью программы SPSS Statistics 20.0. Для качественных данных статистическая значимость различий в группах была определена с помощью расчета критерия Хи-квадрат (χ2), для количественных данных – Т-критерий Стьюдента.

Результаты исследования. 17,3% студентов употребляют алкоголь. Имеют вредные привычки 9,3%. Курят 5,1% респондентов, из которых 40% лица женского пола. Неоднократно пробовали наркотики 1,5% респондентов. Среди студентов, состоящих в браке, уровень распространения вредных привычек в 9 раз ниже, чем среди холостых. Сексуальный опыт среди лиц женского пола, не состоящих в браке имеют 1/5 часть, среди лиц мужского пола 3/4 респондентов. Знание методов контрацепции подтвердили 2/3 респондентов. Большинство респондентов используют барьерные методы контрацепции. Респонденты первых курсов показали невысокий уровень знаний об абортах. Большинство респондентов старших курсов осознают вред абортов для организма женщины в полной мере. Среди девушек распространен настрой на сохранение беременности в случае ее возникновения.

Выводы. Медико-социальные аспекты репродуктивного поведения студентов зависят от желания и умения выработать разумное поведение в соответствии с условиями реального времени. Студенты медвуза должны, неукоснительно, соблюдать принципы ЗОЖ, способствовать сохранению физического, нравственного и духовного здоровья. Необходимо изменение установок студентов на такие аспекты как: приобщение к культурным ценностям, стремление улучшить образовательный потенциал, принятие ответственного отношения к вопросам репродуктивного поведения, сохранение физического, нравственного и духовного здоровья, формирование отрицательного отношения к пагубным привычкам: курению, употреблению спиртных напитков, снижению гиподинамии.

Ключевые слова: Репродуктивное поведение,  студент, семья, дети.

 

MEDICAL AND SOCIAL ASPECTS OF REPRODUCTIVE BEHAVIOR OF THE MEDICAL SCHOOL STUDENTS (FOR EXAMPLE, THE CITY OF SEMEY STATE MEDICAL UNIVERSITY)

 

Zaituna А. Khismetova, http://orcid.org/0000-0001-5937-3045

Aliya K. Atabayeva, http://orcid.org/0000-0001-7725-2255

Umutzhan S. Samarova,  http://orcid.org/0000-0003-3320-7115

Kamila M. Khudaiberdina

  

Semey State Medical University, Department of public health, Semey, Republic of Kazakhstan;

 Summary

Introduction. The study of reproductive behavior is essential and necessary for the understanding and prediction of fertility trends in Kazakhstan. Accelerated physical development of young people, the pursuit of it as quickly as possible to enter into the social world of adults occur against the backdrop of a growing recognition of the rights of the younger generation, empowering the participation of young people in all spheres of society. The sexual morality liberalization, weakening educational functions of the family and educational institutions, with the absence of physical educational - educational programs on gender and sexual behavior, gender role socialization of youth turned into a spontaneous process. [1,5].

Goal To study the medical and social aspects of the reproductive behavior of medical students (on the example of the State Medical University of Semey).

Materials and methods. Study - a cross-sectional [9,10]. Analytical analysis of published scientific sources. The sociological questioning is questionnaire. Object of sociological research were 200 students of Medical University in Semey (n=196).  The statistical (stat. package for the data, SPSS Statistics 20.0). For quality data tatistical meaningfulness of distinctions in groups was ceratin by means of criteria χ2, for quantative data T criteria Students.

Research results It is established that students use alcohol 17.3%. They believe that they have bad habits, 9.3%, pointed out that 1,5% of respondents repeatedly tried drugs. Smoke 5.1% of the respondents, of which 40% of the female. Among those who are married, the spread of bad habits is 9 times lower. Sexual experience among unmarried women is 1/5 of the total, among males 3/4 of respondents. Knowledge of contraceptive methods was confirmed by 2/3 of respondents. Most respondents use barrier methods of contraception. Among the respondents there is a low level of knowledge about abortion. Most of the respondents are aware of the harmfulness of abortion for the womans body to the full. Among the girls, the prevailing attitude is to keep the pregnancy in case of its occurrence.

Conclusions Medico-social aspects of the reproductive behavior of students depends on the desire and ability to develop reasonable behavior in accordance with the conditions of existence. Students should pursue the principles of healthy living, promote the preservation of physical, moral and spiritual health. It is necessary to change students attitudes to such aspects as: аccession to cultural values, aspiration to improve educational potential, taking responsible attitude to issues of reproductive behavior, preserving physical, moral and spiritual health, forming negative attitude towards harmful habits: smoking, drinking alcohol, reducing hypodynamia.

Keywords: Reproductive behavior, student, family, children.

 

МЕДИЦИНА ЖОҒАРҒЫОҚУОРЫНДАРЫНЫҢ (СЕМЕЙ ҚАЛАСЫНЫҢ МЕМЛЕКЕТТІК МЕДИЦИНА УНИВЕРСИТЕТІ) СТУДЕНТТЕРІНІҢ РЕПРОДУКТИВТІ МІНЕЗ - ҚҰЛЫҚТЫҢ МЕДИКО- ӘЛЕУМЕТТІКАСПЕКТІЛЕРІ

 

Зайтуна А. Хисметова, http://orcid.org/0000-0001-5937-3045

Алия К. Атабаева, http://orcid.org/0000-0001-7725-2255

Умытжан С. Самарова, http://orcid.org/0000-0003-3320-7115

Камила М. Худайбердина

 

Семей мемлекеттік медицина университеті, Қоғамдықденсаулықсақтаукафедрасы, Семей қ., Казахстан;

 Түйіндеме

Кіріспе. Жасөспірімдердің физикалық дамуының қарқынды жүзеге асуы олардың ересек адамдардың әлеуметтік әлеміне ұмтылуымен сипаттауға болады,себебі қазіргі қоғамда жас өспірімдер заманауи әлемді танудың барлық аясында қатысуға мүмкіншіліктері бар. Жыныстық моральды ырықтандыру, отбасы және білім беру мекемелерінің функцияларының әлсіреуіне байланысты жастардың гендерлік рөлі әлеуметтендіру процессінде ажырамас бөліміне айналды [1,5].

Мақсаты: (мысалы, Семей қаласының Мемлекеттік медицина университетінің қаласының) медициналық студенттердің репродуктивті мінез-медициналық және әлеуметтік аспектілері.

Материалдар жәнеәдістер: Зерттеу - көлденең қимасының [9,10]. Сауалнамаға қатысқандар Семей Мемлекеттік Медицина Университетінің студенттері 200 студент сауалнамаға қатысты (n=196). Статистикалық өңдеуді SPSS Statistics 20.0 бағдарламасы бойынша жүргізідік. Сапалық деректер статистикалық айырмашылықтарды маңыздылығы үшін хи-квадрат (χ2) критериі бойынша анықталды, сандық деректер үшін – Стьюдента Т-критериі қолданылды.

Әлеуметтік (сауалнамалар). Ақпараттық-сараптамалық. Статистикалық (мәліметтерді жинап стат., SPSS Statistics 20.0).

Нәтижелер: студенттердің 17,3% ішімдік тұтынады. 9,3% респонденттерде жаман әдеттері бар деп есептейді, 1,5% шылым шегетіндері белгілі болған.  Респонденттердің 40% қыз балалар темекі шегеді. Респонденттердің 1/5қыз балалар жыныстық қатынасты қолдайды некеде болмасада, ¾ ұл балалар болып табылады. Контрацепция әдістерін білу 2/3 респондент растады. Респонденттердің көпшілігі контрацепция әдістерін шамалы білмейді. Респонденттердің арасында, аборт туралы білім деңгейі төмен. Респонденттердің көпшілігі аборт зияндығын біледі.

Қорытынды: Ұрпақты болу денсаулықты жақсарту және өмір сүру шарттарына сәйкес интеллектуалдық мінез-құлқын дамыту үшін қабілетіне байланысты. Науқастармен қарым-қатынас қалай, салауатты өмір салтын принциптерін көтереді, олардың отбасылары мен тең қызметкерлері, дене, адамгершілік және рухани денсаулығын сақтау ықпал етуі тиіс жеке үлгі және сендіру тиесілі.

Негізгі сөздер: Репродуктивті мінез-құлық, студент, отбасы, балалар.

 

Библиографическая ссылка:

Хисметова З.А., Атабаева А.К., Самарова У.С.,ХудайбердинаК.М. Медико-социальные аспекты репродуктивного поведения студентов медицинского вуза (на примере Государственного медицинского университета города Семей) / / Наука и Здравоохранение. 2017. №3. С. 84-94.

Khismetova Z.А., Atabayeva A.K., Samarova U.S., Khudaiberdina K.M. Medical and social aspects of reproductive behavior of the medical school students (for example the Semey State medical university). Nauka i Zdravookhranenie [Science & Healthcare]. 2017, 3, pp. 84-94.

Хисметова З.А., Атабаева А.К., Самарова У.С.,ХудайбердинаК.М. Медицина жоғарғы оқу орындарының (Семей қаласының Мемлекеттік медицина университеті) студенттерінің репродуктивті мінез - құлықтың медико- әлеуметтік аспектілері / / Ғылым және Денсаулық сақтау. 2017. №3. Б. 84-94.

Актуальность

Молодежь – это «вечный двигатель» будущего. Поэтому с уровнем развития, возможностями, ценностными ориентациями, степенью участия в экономической, политической и общественной жизни казахстанской молодежи связан путь Казахстана в будущее. Основы этого будущего закладываются в настоящем [20]. Как говорил глава государства Казахстана в своем Послании народу, с каждым днем обостряется глобальный демографический дисбаланс, это связано с тем, что молодежь в основном выбирают профессию, репродуктивные установки встают на задний план, то есть создание семьи откладывается на более поздние сроки [21].

В Республике Казахстан, как и во многих странах, происходит трансформация традиционных стереотипов репродуктивного поведения, меняются типы семейных отношений [8]. Изучение репродуктивного поведения является существенным и необходимым для понимания и прогнозирования тенденций рождаемости в Казахстане [22]. Ускоренное физическое развитие молодежи, стремление ее раннего вхождения в социальной мир взрослых происходят на фоне все большего признания прав подрастающего поколения, расширения возможностей участия молодых людей во всех сферах жизни общества [13,15]. В условиях либерализации половой морали, ослабления воспитательной функции семьи и образовательных учреждений, при физическом отсутствии воспитательно - образовательных программ по вопросам пола и сексуального поведения, полоролевая социализация детей и подростков превратились в стихийный процесс [1,5]. Под влиянием современных социально-экономических факторов существенные изменения претерпел институт брака и семьи, сексуальное поведение молодежи (ранний сексуальный дебют, частая смена половых партнеров, рост беременностей и родов вне брака и т.д.), жизненные ценности девушек и юношей сместились в сторону материально-потребительских приоритетов [4,25]. Низкий уровень рождаемости в условиях достаточно сложной экономической и социальной ситуации отражает значительные изменения тенденций репродуктивных установок различных групп населения и, прежде всего, молодежи [26]. Создание семьи откладывается на более поздний возраст, уменьшается количество детей в семье, выбор «ребенок или карьера» все чаще решается женщинами в пользу карьеры [2,7].

Действует целый комплекс социально-экономических, общественно-политических, экологических и других факторов, среди которых: материальное обеспечение, уровень культуры, национальные привычки, жилищные условия, питание, внутрисемейные отношения, обеспечение медицинской помощью и другие факторы, влияющих, тем или иным образом, на качество жизни студентов [11, 18].

Сложившаяся ситуация требует комплексного решения ряда проблем, среди которых одной из наиболее приоритетных является сохранение репродуктивного здоровья студенческой молодежи и женщин активного репродуктивного возраста.

Цель исследования: Изучитьмедико-социальные аспекты репродуктивного поведения студентов медицинского вуза (на примере Государственного Медицинского Университета города Семей).

Материалы и методы

Дизайн исследования:одномоментное поперечное. [9,10]. Проведен социологический опрос (анкетирование). Объектами исследования явились 200 студентов Государственного медицинского университета города Семей (n=196). Исследование проводилось в Государственном Медицинском Университете города Семей в период с 2015 по 2016 годы. Статистическая обработка полученных данных осуществлялась с помощью программы SPSS Statistics 20.0. Для качественных данных статистическая значимость различий в группах была определена с помощью расчета критерия Хи-квадрат (χ2), для количественных данных – Т-критерий Стьюдента.

Критерием включения в исследование явились студенты Государственного Медицинского Университета г. Семей с 1 по 4 курс независимо от специальности.

Критериями исключения считались: студенты Государственного Медицинского Университета  г. Семей с 5 по 6 курс, студенты других высших учебных заведений города Семей, а также средних-специальных учебных заведений города. Также в исследовании не были включены студенты, изъявившие отказ в анкетировании.

При проведении анкетирования применялась анкета, составленная на двух языках: государственном (казахском) и русском. Имеется информированное согласие студентов на участие в исследовании.

По результатам анкетирования были верифицированы все опросники на соответствие и полноту заполнения, по итогам чего были исключены 4 анкеты. На основании опроса было проанализировано и внесено в базу данных для обработки 196 анкет, которые были полностью заполненные, т.е. валидные анкеты.

Анкета-опросник была представлена следующими блоками:

- Социальный портрет респондентов;

- Распределение респондентов по полу,национальности, месту жительства;

- Семейное положение;

- Образ жизни респондентов;

- Жилищные условия респондентов;

- Вредные привычки пагубные наклонности

- Репродуктивное поведение;

- Отношение респондентов к созданию семьи во время обучения в вузе;

- Отношение респондентов к рождению детей во время учебы в вузе.

Разработанная анкета была направлена на выявление аспектов приверженности ЗОЖ, социального поведения, репродуктивного поведения и контрацептивных установок студентов, уровня их информированности по данному вопросу».

Тема исследования была утверждена на заседании Этического комитета Государственного Медицинского Университета г. Семей (Протокол №2 от 14.11.2014 г.).

Результаты исследования.

Обработка анкет выявила следующие показатели. Средний возраст респондентов составил 19,7 лет, (95%ДИ) (19,48;19,95), учитывая, что возраст в популяции имеет нормальное распределение); минимальный -17 лет, максимальный возраст 28 лет.

По национальности состав респондентов разделился следующим образом: 168 (85,7%) – обучающиеся коренной национальности – казахи, 19 (9,7%) – русские, татары - 6 человек (3,1%), лица других национальностей - 3 (1,5%) (рис. 1).

 

 

Рисунок 1. Распределение респондентов по национальности.

 

В первую очередь, родители должны закладывать необходимые знания о репродуктивном поведении и здоровье. На вопрос "Разговаривали ли с вами родители о репродуктивном здоровье?", 53% первокурсников ответили "Да". Опрошенные 4-го курса положительно ответили только 47%. На вопрос "Ведутся ли у вас в компании разговоры о репродуктивном здоровье, о беременности, абортах, половых контактах" − 52% 4-курсников ответили, что регулярно обсуждают эти темы.

В среде студентов существует проблема плохого информирования, некачественной информации или же ее недостаток. Большинство студентов с 1-ого по 4-ый курсы сходятся во мнении, что в наше время можно было бы лучше информировать подростков и молодежь в вопросах репродуктивного здоровья, используя для этих целей имеющиеся средства массовой информации (телевидение, газеты, журналы, интернет), на занятиях, лекциях в школах, колледжах, университетах, привлекая психологов, проводить тренинги и флеш-мобы, акции и мероприятия с участием известных и популярных людей и мн.др.

Инфекции, передающиеся половым путем (ИППП) – ведут к снижению репродуктивного здоровья. Как показало анкетирование, не все студенты 1-2-ого курса знают, как можно предотвратить заражение, большинство ответов было «…при помощи воздержания от сексуальных контактов», что связано с возрастом опрошенных. Также, существуют другие способы передачи ИППП, и студенты 3-4-ых курсов показали наличие отличных знаний в вопросах ИППП. На вопрос "ИППП можно заразиться во время…", все 100% респондентов ответили правильно, через переливание крови и незащищенный половой контакт, а предотвратить заражение ИППП - 86% ответили правильно. Сказалось влияние обучения в медицинском университете.

Чрезмерное употребление алкоголя, раннее начало половой жизни, аборты, и многое другое являются так же неотъемлемой частью проблемы репродуктивного здоровья. ½ часть респондентов 4-ого, 3-го курса и 1-ого считают оптимальным возрастом вступления в сексуальные отношения 16-18 лет. Раннее начало сексуальных отношений и отсутствие знаний о методах контрацепции, может привести к нежелательной беременности, и как следствие, к аборту. Увеличение количества абортов в молодежной среде 77% студентов связывают с безответственным поведением, а 23% респондентов 1-ого курса не думают, что могут столкнуться с этой проблемой.

Среди (n=57) респондентов мужского пола - 1,8% состоят в браке; 94,7% - холосты и 3,5% - уже имели опыт семейной жизни и в настоящий момент разведены. В сравнении со студентами девушками (n=139) выявилось, что также как и юноши, большее количество опрошенных девушек (88,4%) не замужем, состоят в браке - 10,9%, что на 9,1%, выше, чем у юношей. В отличие от юношей, разведенных среди девушек, меньше на 2,8% и составляет 0,7%. Данные по семейному положению студентов отражены в рисунке 2.

 

 

Рисунок 2. Семейное положение.

 

Употребление алкоголя подтвердили 17,3%. Считают, что у них есть вредные привычки 9,3%, указали на то, что неоднократно пробовали наркотики 1,5% респондентов. Имеют друга наркомана 2% респондентов.

Репродуктивное поведение.

73,9% опрошенных не приветствуют добрачные половые связи. Знание методов контрацепции отметили 69,4% респондентов, 23% отметили, что не имеют особых познаний по вопросам контрацепции. 7,1% респондентов проигнорировали вопрос или затруднились с ответом, что можно расценивать, как отсутствие знаний по данному аспекту. Среди семейных респондентов знания методов контрацепции подтвердили 75%, среди лиц, не состоящих в браке 69,1%, разница между которыми статистически не значима (р < 0,001)

95% опрошенных осведомлены в вопросах контрацепции и чаще были указаны такие контрацептивы, как: презервативы, таблетки вагинальные (местные), оральные гормональные.

К рождению детей во время учебы в вузе отрицательно относятся 24,6%.

Вред аборта отметили большая половина опрошенных - 74%, затруднились с ответом 20,9%, отсутствие вреда от абортов указали 4,6% респондентов.

Практически все студентки отметили, что в случае наступления у них беременности, аборт исключен, они будут рожать.

Следует отметить, что выявлен ряд проблем формирования личности будущего мужа и жены, отца и матери ребенка. Девушки являются более взвешенными и досконально подходили к важным вопросам полового воспитания. Наблюдается серьезность намерений по созданию будущей семьи. Юноши более легкомысленны по сравнению с девушками, и проявили низкий уровень знаний в вопросах сексуального воспитания и половых отношениий. Лишь четвертая часть всех опрошенных студентов интересуется специальной литературой по данному вопросу, а оставшиеся респонденты получают свои знания из телевизионных передач, сети Интернет, из общения с другими студентами и из других источников.

Родители большинства респондентов имеют средне-специальное и высшее профессиональное образование, имеют работу и финансово считают свои семьи защищенными. Большинство наших респондентов также как и их родители стремяться получить первое высшее образование. Они достаточно обеспечены, чтобы не работать во внеурочное время. В свободное время отдают предпочтение занятиям спортом.

Обсуждение результатов

В настоящее время проводится много исследований в вопросах репродуктивного поведения студентов. [19] Результаты работ как отечественных, так и зарубежных исследователей служат наилучшим доказательством важности и необходимости исследованиий в этом направлении. Так, материалы М.В. Яковлева [26] показывают, что, распределение показателя «планируемое (ожидаемое) количество детей в семье», по данным опроса, оказалось дискретным биноминальным, мода равна 2. При этом среднее значение признака в генеральной совокупности с вероятностью не менее 95% находится в пределах доверительного интервала 1,66±0,02, что соответствует значениям суммарного коэффициента рождаемости, максимально равным 1,7. Безусловно, этого недостаточно для стабилизации процессов воспроизводства, поскольку необходимый для обеспечения простого замещения поколений суммарный коэффициент рождаемости даже при самой низкой смертности должен составлять не менее 2,1 детей на одну женщину. В настоящее время он не превышает значений 1,2-1,4. Наши результаты исследования показали, что среднее значение признака в генеральной совокупности с вероятностью не менее 90% находится в пределах доверительного интервала 1,55±0,01, что соответствует значениям суммарного коэффициента рождаемости максимально равным 1,4.

Исследование Ильясова Ф.Н. [14] показывает то, что среди семейных респондентов знание методов контрацепции подтвердили 95%, среди лиц, не состоящих в браке 55%, разница между которыми статистически значима (χ2 =0,233, d. f. = 7, р < 0,005)

Исследования ряда авторов [11,12,13] свидетельствуют о том, что репродуктивные установки молодежи в определенной мере зависят от влияния родительской семьи, ее структуры, уровня образования, социального и материального положения родителей.

Медико-социальные аспекты репродуктив-ного поведения студентов зависят от желания и умения выработать разумное поведение в соответствии с условиями реального времени.

Студенты медвуза должны, неукоснительно, соблюдать принципы ЗОЖ, способствовать сохранению физического, нравственного и духовного здоровья. И необходимо изменение установок студентов по таким аспектам как: принятие ответственного отношения к вопросам репродуктивного поведения, сохранение физического, нравственного и духовного здоровья, формирование отрицательного отношения к пагубным привычкам: курению, употреблению спиртных напитков, снижению гиподинамии и т.д. При обсуждении приоритетов демографического развития страны доминирующая роль рождаемости в преодолении депопуляции признается как неоспоримый научный факт большинством исследователей [3; 6; 7; 14,18,19].

Выводы

Изучивмедико-социальные аспекты репродуктивного поведения студентов можно сказать о том, что влияние раннего начала половой жизни, раннее употребление алкоголя, введение пассивного образа жизни, это и многое другое является, так же, неотъемлемой частью проблемы репродуктивного здоровья и поведения молодежи в целом. Репродуктивные установки студентов имеют следующие особенности: большинство респондентов предпочитают семейные отношения, оформленные официально; респонденты хотят иметь детей и планируют иметь 1-2-х детей, рассчитывая родить первого ребенка после 23 лет, в первые два года брака; второго ребенка, респонденты планируют родить через 2-4 года после рождения первенца.

Заключение:

В студенческой среде необходимо целенаправлено проводить работу в комплексе с психологами, врачами, педагогами-кураторами о вреде абортов для девушек, и как следствие, снижению количества абортов, повышению знаний о контрацепции, о последствиях нежелательной беременности, о соблюдении ЗОЖ, по уменьшению и искоренению вредных привычек, таких как курение, употребление алкоголя, гиподинамии. Вся эта работа в комплексе, как по медицинским аспектам, так и по социальным своей целью должна иметь улучшение репродуктивного поведения. Студенты медицинских вузов, находясь в образовательной среде и используя эту траекторию, своим примером должны нести эти знания в жизнь.

Результаты нашего исследования, были рекомендованы кафедре Общественного здравоохранения для включения в методический материал по изучению репродуктивного поведения молодежи, по теме «Репродуктивное здоровье» в предметах «Общественное здравоохранение» и «Психология» для специальностей Общественное здравоохранение, Общая медицина, Сестринское дело.

 

Финансирование исследования

Данное исследование является частью диссертационной работы «Медико-социальные аспекты репродуктивного поведения студентов медицинского вуза (на примере Государственного Медицинского Университета города Семей)» и не требовало каких-либо финансовых вложений, либо спонсорской помощи.

 

Благодарности

Авторы выражают благодарность всем студентам, принявшим участие в исследовании.

 

Вклад авторов

Научное руководство в проведении исследования осуществлялось под руководством Хисметовой З.А. Написание манускрипта, стататистическая обработка, дизайн и сбор данных выполнены группой исследователей: Атабаевой А.К., Самаровой У.С., Худайбердиной К.М.

 

Конфликт интересов

Мы декларируем, что в работе отсутствует конфликт интересов.

Литература:

  1. Альбицкий В.Ю., Юсупова А.Н., Шарапова Е.И. и др. Репродуктивное здоровье и поведение женщин России. Казань, 2001. 247 с.
  2. Абзалова Р.А. Медико-социальные проблемы подростков и молодежи в современ-ных условиях // Центрально-Азиатский Журнал Общественного Здравоохранения. 2005. Т. 4, № 4. С. 45.
  3. Архангельский В.Н. Обоснование выбора направлений и мер политики по стимулированию рождаемости. Политика народонаселения: настоящее и будущее. - М.: Макс Пресс, 2005. С.74-84.
  4. Бабнева Т.Н. Экстренная контрацепция у подростков и молодежи. основы консультирования // Репродуктивное здоровье детей и подростков. 2008. №1. С.13-18.
  5. Бексултанова А.К. Репродуктивное здоровье и репродуктивный потенциал: методология исследования и оценки // Валеология. 2010. С. 47-51.
  6. Борисов В.А. Демография (учебник для ВУЗов).— М.: NOTA BENE, 2005. .344с.
  7. Вишневский А.Г., Андреев Е.М., Богоявленский Д.Д., Захаров С.В., Иванова Е.И., Кваша Е.А., Сакевич В.И., Харькова Т.Л. Демографическая модернизация России, 1900-2000. Под ред. А.Г. Вишневского. М.: Новое издательство, 2006. 608с.
  8. Глушкова Н.Е. Барьеры доступа молодежи к медицинским и социальным услугам на примере студентов медицинского вуза // Сборник материалов XLVII научно – практической конференций «Гигиена, организация здравоохранения и проф. патология». Новокузнецк, 2012. T. 1. С. 52 – 55.
  9. Гржибовский А.М., Иванов С.В. Поперечные (одномоментные) исследования в здравоохранении // Наука и Здравоохранение. 2015. № 2. С. 5-18
  10. Гржибовский А.М., Иванов С.В., Горбатова М.А. Экологические (корреляционные) исследования в здравоохранении // Наука и Здравоохранение. 2015. № 5. С. 5-18
  11. Денисова Д.В. Воздействие новых информационных технологий на здоровье студентов.: дисс. … канд. мед. наук, СПб, 2001. 152 с.
  12. Зеленин А. Национальная модель реализации молодежной политики в соединенных штатах америки // Вестник Кемеровского Государственного медицинского университета. 2009. Т. 4. С. 69–72
  13. Зелинская Д.И. Социальное сиротство как одна из проблем здравоохранения Российской Федерации // Росс.вестн.перинат.и педиатрии. 2008. №1. С.83-89.
  14. Ильясов Ф.Н. О репродуктивном пове-дении и не только // Мониторинг обществен-ного мнения: экономические и социальные перемены. 2013. № 4 (116). С. 175-182.
  15. Наруск А.Х. Формирование репродук-тивных установок молодого поколения в родительской семье // Демографическая полити-ка в региональном разрезе. - М., 1988. С. 105.
  16. Кабакова М.П. Социально-психологические аспекты формирования репродуктивной установки молодежи в родительской семье // Вестник университета «Кайнар».  2005.  № 1-2. С. 62-72.
  17. Казақстан жастары. Молодежь казахстана - статистический сборник. Астана 2015..55 с.
  18. Каржаубаева Ш.Е. Ресурсное обеспечение молодежных центров здоровья в Республике Казахстан // Российский семейный врач. 2009. Vol. 13, № 2. С. 16.
  19. Кошкимбаева Г.Д. Опыт работы молодежного центра в информировании молодежи по вопросам репродуктивного здоровья // Репродуктивная медицина. 2010. Т. 4–5. С. 22–23.
  20. Проект концепции государственной молодежной политики до 2020 года http://www.zhasotan.kz/index.php?element_id=4771. (Режим доступа-свободный, 22.03.2014)
  21. Послание президента Республики Казахстан - лидера нации Н.А. Назарбаева народу Казахстана 14 декабря 2012 г. Стратегия «Казахстан – 2050». Новый политический курс состоявшегося государства http://www.akorda.kz/ru /page/page_poslanie-prezidenta-respubliki-kazakhstan-n-nazarbaeva-narodu-kazakhstana-14-dekabrya-2012-g_1357813742. (дата обращения: 22.03.2014).
  22. Постановление Правительства РК от 21.11.2001 № 1500 "О концепции по нравственно-половому воспитанию в Республике Казахстан" // http://www.pavlodar.com/zakon/?dok=01450&all=all. (дата обращения: 22.03.2014)
  23. ПрилепскаяВ.Н., Косарева Е.А. Репродуктивное поведение у женщин: современные тенденции (обзор литературы) // Контрацепция и здоровье женщины. 2000. №2. С. 18–25.
  24. Национальный доклад «О ходе работы для ССГАООН» Республика Казахстан. отчётный период: январь 2010-декабрь 2011 года. Астана-Алматы. 2012.
  25. Уварова Е.В. Репродуктивное здоровье девочек подросткового возраста // Российский вестник перинатологии и педиатрии. 2003. №5. C.8-9.
  26. Яковлева М.В. Состояние здоровья молодёжи по данным социально-гигиеничес-кого мониторинга «Здоровье населения – основа благополучия страны»: Материалы V Республиканского съезда организаторов здравоохранения РБ, Минск, г. Минск, 2006. С. 334–336.

 

References:

  1. Albitskii V.Yu., Yusupova A.N., Sharapova E.I. i dr. Reproduktivnoe zdorove i povedenie zhenshchin Rossii [Reproductive health and behavior of Russian women]. Kazan. 2001. 247 p. [in Russian]
  2. Abzalova R.A Medico-sotsialnye problemy podrostkov I molodezhi v sovremennykh usloviyakh [Medical and social problems of adolescents and youth in modern conditions]. Tsentralno-Aziatskii Zhurnal Obshestvennogo Zdravookhraneniya [Central Asian Journal of Public Health]. 2005. Т. 4. № 4. P. 45. [in Russian]
  3. Arkhangelskii V.N. Obosnovanie vybora napravlenii I mer politici po stimulirovaniyu rozhdaemosti. Politica narodanaseleniya nastoyashee I budushee [Justification of the choice of directions and policies for the promotion of fertility. Population policy: present and future]. - М.: Мaks Press, 2005. P.74-84.
  4. Babneva T.N. Ekstrennaya kontratseptsiya u podrostkov I molodezhi osnovy konsultirovaniya [Emergency contraception among adolescents and young people. counseling basics]. Reproductivnoe zdorove detei i podrostkov [Reproductive health of children and adolescents]. 2008. №1. P.13 18.
  5. Beksultanova А.К. Reproduktivnoe zdorove I reproductivnyi potentsial [Reproductiv health and reproductiv potencial]. Valeologia. 2010. рр. 47 51.
  6. Borisov V.A. Demographia [Demography ]  uchebnik dlya VUZov [Textbook for high schools]  М.: NOTA BENE, 2005. P 344.
  7. Vishnevsky A.G., Andreev E.M., Bogoyavlensky D.D., Zakharov S.V., Ivanova E.I., Kvasha E.A., Sakevich V.I., Kharkov T.L. Demograficheskaya modernizatsiya Rossii [Demographic modernization of Russia], 1900-2000. М.: Novoe izdatelstvo [New publishing house] 2006. P 608.
  8. Glushkova N.E. Barery dostupa molodezhi k meditsinskim i sotsialnym uslugam na primere studentov meditsinskogo vuza [Barriers to young peoples access to health and social services on an example of students of medical high school]. Sbornik materialov XLVII nauchno - practicheskoi konferentsii «Gigiena, organizatsiya zdravookhraneniya I prof. Patologii»[Collection of materials of the HLWII of the scientific - practical conference "Hygiene, organization of public health and prof. Pathologies]. Novokuznetsk 2012. T. 1. P.52-55. [in Russian]
  9. Grzhibovskii A.M., Ivanov S.V. Poperechnye (odnomomentnye) issledovaniya v zdravookhranenii [Cross-sectional studies in health sciences]. Nauka i Zdravookhranenie [Science & Healthcare]. 2015, 2, pp. 5 18. [in Russian]
  10. Grzhibovskii A.M., Ivanov S.V., Gorbatova M.A. Ekologicheskie (korrelyatsionnye) issledovaniya v zdravookhranenii [Ecological (correlation) studies in health sciences]. Nauka i Zdravookhranenie [Science & Healthcare]. 2015, 5, pp. 5 18. [in Russian]
  11. Denisova D.V. Vozdeistvie novykh informatsionnykh tehnologii na zdorove studentov: diss. kand. med. nauk [The impact of new information technologies on the health of students: Cand. Spb, 2001. 152 p. [in Russian]
  12. Zelenin A. Natsionalnaya model realizatsii molodezhnoi politiki v Soedinennykh Shtatakh Americi [The national model of implementation of the youth policy in the United States]. Vestnik Kemerovskogo Gosudarstvennogo meditsinskogo universiteta [Bulletin of the Kemerovo State Medical University]. 2009. Т. 4. P. 69-72 [in Russian]
  13. Zelinskaya D.I. Sotsialnoe sirotstvo kak odna iz problem zdravookhraneniya Rossiskoi Federatsii [Social orphanhood as one of the health problems of the Russian Federation]. Ross. vestn. perinat. i pediatrii [Russian.prin. perin. and pediatrics]. 2008. P.83-89. [in Russian]
  14. Ilyasova F.N. O reproduktivnom povedenii I ne tolko [On reproductive behavior and not only]. Monitoring obshestvennogo mneniya ekonomicheskie I tsosialnye peremeny [Monitoring of public opinion: economic and social changes.] 2013. (116). P. 175-182.
  15. Narsuk A.H. Formirovanie reproductivnogo varianta molodovogo pokoleniya v otsovskoi seme [Forming of reproductive options of the young generation is in paternal family]. Demograf. Politica v regionalnom razreze [Demograf. Regional policy]. М., 1988. P. 105.
  16. Kabakova M.P. Sotsialno-psikhiologicheskii aspect formirovaniya reproductivnoi ustanovki molodezhi v roditelskoi seme [Social psychological aspects of formingof the reproductive setting of young people in paternal family]. Vestnik universiteta «Kainar». [Herald of the Kainar University] 2005. № 1 2. P. 62-72 [in Russian]
  17. Kazakstan zhastary [Young of Kazakhstan] – statisticheskii sbornic Astana. [Statistical collection Astana]. 2015g.
  18. Karzhaubaeva Sh.E. Resursnoe obespechenie molodezhnyh tsentrov zdorovya v Respublike Kazakhstan [Resource provision of youth health centers in the Republic of Kazakhstan]. Rossiskii semeinyi vrach [Russian family doctor]. 2009. Vol. 13, № 2. P. 16.
  19. Koshkimbaeva G.D. Opyt raboty molodezhnogo centra v informirovanii molodezhi po voprosam reproductivnogo zdorovya [Experience Youth Centre to inform young people a bout reproductive health]. Reproductivnaya medicina. [Reproductive medicine]. 2010. Т. 4  5. P. 22-23.
  20. Proekt kontseptsii gosudarstvennoi molodezhnoi politiki do 2020 goda [The draft concept of state youth policy] http://www.zhasotan.kz/index.php?element_id =4771.
  21. Poslanie prezidenta Respublike Kazahstan – lidera nacii N.A. Nazarbaeva narodu 14 dekabrya 2012 g. Strategiya Kazahstan-2050. Novyi politicheskii kurs sostoyavshegosya gosudarstva [The message of the President of the Republic of Kazakhstan to the leader of the nation Nazarbayev N.A. to the people December 14, 2012 Strategic Kazakhstan 2050]. http://www.akorda.kz/ru /page/page_poslanie-prezidenta-respubliki-kazakhstan-n-nazarbaeva-narodu-kazakhstana-14-12-2012-g_1357813742.
  22. Pоstonovleniyе Pravitelstvа RK ot 21.11.2001 № 1500 [On the concept on moral and sexual education in the Republic of Kazakhstan].http://www.pavlodar.com/zakon/?dok=01450&all=all.
  23. Prilepskaya V.N., Kosareva Е.А. Reproductivnoe zdorove zhenshin [Reproductive behavior in women: current trends] (obzor literatyury). Kontratseptsia I zdorove zhenshiny [Concept and health of women]. 2000. № 2. P. 18–25. [in Russian]
  24. Natsionalnyi doklad «O khode raboty dlya SSGAOON» [On the progress of work for SSGAOON] Respubliki Kazahstan. Otchetnyi period yanvar - 2010 - dekabr - 2011g. Astana-Almaty [Republic of Kazakhstan Reporting period]. Astana-Almaty. 2012.
  25. Uvarova E.V. Reproductivnoe zdorove devochek podrostkovogo vozrasta  [Reproductive health of adolescent girls]. Rossiskii vestnik perinatologii I pediatrii [Russian Herald of Perinatology and Pediatrics]. 2003. №5. P.8-9.
  26. Yakovleva M.V. Sostoyanie zdorovya molodezhi po dannym sotsialno gigienicheskogo monitoringa. Zdorove naseleniya – osnova blagopoluchiya strany [The state of health of youth according to socio-hygienic monitoring "Health of the population is the basis of the well-being of the country].Materialy V Respublikanskogo sezda organizatorov zdravookhraneniya RB Minsk 11-12 maya 2006. [Materials of the 5th Republican Congress of Health Care Organizers of the Republic of Belarus, Minsk, 2006. P. 334–336.

 

Контактная информация:

Хисметова Зайтуна Абдулкасимовна- к.м.н., и.о. доцента кафедры «Общественное здравоохранениу» Государственного Медицинского университета города Семей, Казахстан.

Почтовый адрес: Восточно- Казахстанская область, 071400, Семей, ул. Абая 103,

Телефон: +77072582681

E-mail:  zaituna.khismetova@mail.ru

год: 2017 выпуск №3