| Научный журнал
 ДОВУЗОВСКАЯ ПОДГОТОВКА ВЫПУСКНИКОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА | статьи | Научный журнал

ДОВУЗОВСКАЯ ПОДГОТОВКА ВЫПУСКНИКОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

Опубликовано: 24-06-2015
Автор(ы): С. Ж. Лепесова1, Ю. М. Семенова2, Н. М. Кабиденова3, Б. Қ. Сыдықова1, Ш. Т. Беккожанова1 Государственный медицинский университет города Семей 1 Магистрант 2 года обучения по специальности «Общественное здравоохранение»; 2 К.м.н., доцент кафедры общей хирургии; 3 Магистрант 2 года обучения по специальности «Сестринское дело».

ДОВУЗОВСКАЯ ПОДГОТОВКА ВЫПУСКНИКОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

 

С. Ж. Лепесова1, Ю. М.Семенова2, Н. М. Кабиденова3,

Б. Қ. Сыдықова1, Ш. Т. Беккожанова1

 

Государственный медицинский университет города Семей

1 Магистрант 2 года обучения по специальности «Общественное здравоохранение»;

2 К.м.н., доцент кафедры общей хирургии;

3 Магистрант 2 года обучения по специальности «Сестринское дело».

 

В данной статье рассматривается проблема вопросы выбора будущими абитуриентами врачебной профессии и формирование профессионально-ориентированного подхода в обеспечении самоопределения будущих врачей. Достичь оптимальных результатов можно, если любая деятельность будет научно обоснованна и осуществлена планомерно, целесообразно. Сегодня перед высшими учебными заведениями Республики Казахстан ставится задача подготовки профессионально компетентных, экономически и организационно-управленчески грамотных специалистов. Исходя из различных научных разработок по профориентационной работе, подходов к определению понятия «профессиональная ориентация», системы профориентационной работы, предложены критерии к организации профориентационной работы.

Объект исследования: процесс профессиональной ориентации учащихся старшей ступени общеобразовательной школы.

Цель исследования:изучение профиля учащихся 9,10 и 11 классов общеобразовательных школ г. Павлодара, желающих поступить в медицинские учебные заведения, с целью разработки научно–обоснованных подходов по совершенствованию отбора поступающих в медицинские вузы на основе полученных выводов.

Источники исследования: Конституция Республики Казахстан, Закон Республики Казахстан «Об образовании», Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2005-2010 гг, труды философов, педагогов, психологов по проблеме исследования, нормативные документы по образованию, государственные общеобязательные стандарты, учебно-методические комплексы, учебные программы.

Методы исследования. В качестве методов исследования было выбрано социологическое исследования методом анкетирования. Выборка включала учащихся 9, 10 и 11 классов (городское и сельское население, при этом обязательным критерием включения в выборку было наличие желания поступать в медицинский вуз или колледж).Обработка полученных материалов проводилась с использованием современных методов статистической обработки с применением пакета Epi Info. Для подсчета статистической значимости отличия наблюдаемых частот от случайных нами был применен критерий хи-квадрат (x²), уровень значимости был определен, как р<0,05.

Ключевые слова: профессиональная ориентация, профориентационная работа, профессиональное самоопределение, система профориентационной работы.

 

PRE – GRADUATE TRAINING OF HIGH SCHOOL STUDENTS AS AN EFFECTIVE APPROACH TO VOCATIONAL EDUCATION IMPLEMENTED BY THE MEDICAL SCHOOL

 

S. Zh. Lepessova1, Yu. M.Semenova2,N.M. Kabidenova3,

B. K. Sydykova1, Sh. T. Bekkozhanova1

 

Semey State Medical University

1Master of the second year of training in the specialty "Public Health";

2Docent of general surgery department;

3 Master of the second year of training in the specialty «Nursing».

The paper describes the issues of occupation by future medical doctors and the development of profession-oriented approach. It is certainly possible to reach optimum results if any activity are scientifically proved and carried out systematically, expediently. Therefore today in front of the higher educational institutions of Republic Kazakhstan the problem of preparation professionally competent, economically and organizational - managing competent experts is put. Based on different scientific research results on vocational guidance work, the approaches to defining the concept of "vocational guidance" and system of vocational guidance work, the criteria of readiness to organizing vocational guidance are suggested.

The object of research: process of preparation of experts in higher educational institutions.

The purpose of research:to stude the characteristics of students from 9, 10 and 11 forms of comprehensive schools in Pavlodar, willing to enter the medical education establishments in order to propose the scientifically-grounded approaches for strengthening of vocational selection.  

Sources of research: the Constitution of Republic Kazakhstan, the Law of Republic Kazakhstan «About education», the State program of development of education of Republic Kazakhstan on 2005-2010, works of philosophers, teachers, psychologists on a problem of research, normative documents by education, the state obligatory standards, teaching-methodical complexes, curriculums.

Methods of research: We conducted qualitative study with self-developed questionnaires. The sample included students of 9, 10 and 11 classes (both urban and rural population, with mandatory criterion for inclusion into the sample was a willingness to be enrolled into medical education establishment). Data processing was carried out with the use of Epi Info 6 package. To calculate the statistical significance of the difference of the differences of the frequencies observed, we used.

Keywords: vocational guidance, vocational guidance work, professional identity, system of vocational guidance work.

 

МЕДИЦИНАЛЫҚОҚУОРЫНДАРЫНЫҢКӘСІПТІКБАҒДАРБЕРУ ЖҰМЫСЫНТИІМДІЖҮРГІЗУНЫСАНЫРЕТІНДЕЖАЛПЫБІЛІМБЕРУМЕКЕМЕЛЕРІНІҢТҮЛЕКТЕРІНЖОҒАРҒЫОҚУОРНЫНАӘЗІРЛЕУ

 

С. Ж. Лепесова1, Ю. М. Семенова2,Н. М. Кабиденова3,

Б.Қ. Сыдықова1, Ш. Т. Беккожанова1

 

Семей қаласының мемлекеттік медицина университеті

1 «Қоғамдық денсаулық сақтау» факультетінің екінші курс магистранты;

2 Жалпы хирургия кафедрасының доценті; 3

«Мейірбике ісі» факультетінің екінші курс магистранты.

 

Мақалада болашақ дәрігерлердің өзін-өзі анықтауды қамтамасыз ететін кәсіби-бағытталған тәсілдемесін қалыптастыру және болашақ студенттердің дәрігер мамандығын таңдау сұрақтары қарастырылады. Егер әрбір қызмет ғылыми негізделіп, жоспарлы және мақсатты орындалса, үйлесімді нәтижелерге жетуге тек сол кезде ғана жетуге болады. Сол себепті, бүгінде Қазақстан Республикасының жоғарғы оқу орындарының алдында кәсіби құзырлы, эконикалық және ұйымдастыру- басқарушылық сауатты мамандарды дайындау мақсаты қойылған. Кәсіби бағдар беру жұмыстары бойынша зерттемелерге сүйене отырып, «кәсіби бағдарлау» сөзінің ұғымына, кәсіптік бағдар беру жұмысының жүйесіне, кәсіптік бағдар беру жұмысының ұйымдастырылуына өлшемдер ұсынылып отыр.

Зерттеу объектісі: жалпы білім беру мектептеріндегі жоғарғы сынып оқушыларының кәсіби бағдарлау үрдісі.

Зерттеудіңмақсаты:Павлодар қаласының жалпы білім беру мектептеріндегі медициналық жоғарғы оқу орындарына түсуді қалайтын 9, 10 және 11 сынып оқушыларының бағарын зерделеп, алынған нәтижелер бойынша медициналық жоғарғы оқу орындарына түсушелерді таңдауды жетілдіру бойынша ғылыми – негіздеме амалын әзірлеу мақсатында.

Зерттеу көздері: Қазақстан Республикасының Конституциясы, Қазақстан Республикасының «Білім туралы» Заңы, 2005-2010 ж. аралығындағы Қазақстан Республикасының Мемлекеттік білім дамуы, зерттеу міселелері бойынша философтардың, ұстаздардың, психологтардың еңбектері, білім туралы нормативтік құжаттар, жалпыміндетті мемлекеттік стандарттар, оқу-методикалық кешендер, оқу бағдарламалары.

Зерттеудіңәдістері: Әлеуметтік зерттеудің әдісінің сауалнама әдісі қолданылды. Талғам ішіне 9, 10 және 11 сынып оқушылары  Выборка включала учащихся 9, 10 и 11 классов (қалалық және ауылдық оқушылар, соның ішінде міндетті өлшемі ретінде медициналық жоғарғы оқу орнына немесе колледжге түсудің көңілдің бары қарастырылды).Алынған мәліметтердіөңдеу жаңа статистикалық әдістің бірі  Epi Info пакетінің қолдануымен жүргізілді. Жиіліктің өзгелігін татистикалық мағыналығын санау үшін, бізбен хи-квадрат (x²) өлшемі қолданылды, елеуліліктің деңгейі р<0,05 тағайынды.

Негізгі сөздер: кәсіби бағдарлау, кәсіптік бейімделу жұмысы, кәсіби өзін-өзі анықтау, кәсіптік бейімделу жұмысының жүйесі.

 

 

Библиографическая ссылка:

Лепесова С. Ж., Семенова Ю. М., Кабиденова Н. М., Сыдыкова Б. К., БеккожановаШ. Т. Довузовская подготовка выпускников общеобразовательных учреждений как эффективная форма профориентационной работы медицинского вуза / / Наука и Здравоохранение. 2015. №2. С. 93-102.

Lepessova S. Zh., Semenova Yu. M., Kabidenova N. M., Sydykova B. K., Bekkozhanova Sh. T. Pre – graduate training of high school students as an effective approach to vocational education implemented by the medical school. Nauka i Zdravoohranenie [Science & Healthcare]. 2015, 2, pp. 93-102.

Лепесова С. Ж., Семенова Ю. М., Кабиденова Н. М., Сыдыкова Б. К., БеккожановаШ. Т. Медициналық оқу орындарының кәсіптік бағдар беру жұмысын тиімді жүргізу нысаны ретінде жалпы білім беру мекемелерінің түлектерін жоғарғы оқу орнына әзірлеу / / Ғылым және Денсаулық сақтау. 2015. №2. Б. 93-102.

 

 


Введение

В Послании Президента Республики Казахстан Народу Казахстана от 14 декабря 2012 г. «Стратегия Казахстан-2050 – Новый политический курс состояшегося государства», упоминается о создании современных и эффективных систем образования и здраво-охранения. При этом, знания и профес-сиональные навыки являются ключевыми ориентирами современной системы образова-ния, подготовки и переподготовки кадров [5].

Совершенствование системы подготовки специалистов остается приоритетным направлением Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011–2020гг. Актуальность развития данно-го направления обусловлена потребностью общества в подготовке высококвалифици-рованных специалистов, которые устойчиво функционировали бы в выбранной профессии продолжительное время, так как именно кадровые ресурсы являются ключевым звеном для эффективного функционирования систе-мы здравоохранения [3].

В условиях стремления к созданию передового развитого государства и общества для нашей страны актуальной проблемой является определение его теоретических основ и разработка стратегии конкретного вида деятельности [19].

Подготовка молодежи к сознательному выбору профессии является важнейшей задачей и от ее успешного решения во многом зависит повышение трудовых показателей, снижение текучести кадров, пополнение сменой кадрового потенциала страны. Ошибочный профессиональный выбор становится причиной ухода молодежи из профессии на различных этапах, в том числе в период получения медицинского образования. Отсев студентов на различных этапах обучения, смена профиля деятельности специалистов наносит государству значитель-ный экономический ущерб, связанный с необоснованными и неоправданными затра-тами на медицинское образование [14].

Одним из вариантов улучшения подготовки, распределения и сохранения кадрового потенциала системы здравоохранения ряд авторов считают организацию системы профессиональной ориентации и профессио-нального отбора молодежи, поступающей в медицинские вузы [7], которые с наибольшей вероятностью смогут успешно освоить медицинскую профессию и без ущерба для своего здоровья работать в отрасли на протяжении длительного времени [21]. Поэтому особую важность в системе здравоохранения приобретают вопросы профессиональной пригодности, профессио-нальной ответственности, профотбора и подготовки медицинских работников [8].

Профессиональный отбор – это, прежде всего, процесс выбора претендентов с такими личностными качествами, которые наилучшим образом отвечали бы требованиям будущей профессии. Поэтому профотбор является средством диагностики профессиональной пригодности будущего специалиста. Профессиональная пригодность определяется совокупностью индивидуальных особенностей человека, влияющих на успешность освоения трудовой (учебной) деятельности и эффективность ее выполнения [2]. Необходи-мость ее прогнозирования обусловлена наличием у человека устойчивых и существенных различий физиологических и психологических свойств, сформированных социальной средой на основе природных зачатков [4].

При анализе профессиональной пригод-ности оптанта к конкретному виду деятель-ности и при соответствующем воспитании, самовоспитании профессионально ценные качества в каждом случае не рядоположены, а образуют целое, систему. В этой системе Е.А Климов выделяет пять основных слагаемых:

1. Гражданские качества – идейный, моральный облик личности как члена коллектива, общества.

2. Отношение к труду, профессии, интере-сы и склонности к определенной области деятельности.

3. Дееспособность (общая, не только физическая, но и умственная): самодисципли-на, инициативность, активность, физическая выносливость и т.д.

4. Единичные, частные, специальные способности. Это личные качества, которые важны для конкретного вида деятельности.

5. Навыки, привычки, знания, опыт.

Изложенная структура, объединив начальные заглавные буквы (ГОДЕН), образует профессиональную пригодность. Естественно, что к моменту выбора профессии у подростка не может быть готовой профпригодности, однако некоторые слагаемые пригодности к профессии могут быть сформированы заблаговременно (такие как гражданские качества, отношение к труду и общая дееспособность) [10].

Профессиональная пригодность к профессии, с медицинской точки зрения, рассматривается как наиболее полное соответствие организма требованиям профессии [9]. Она обеспечивает успешное овладение профессией за время обучения, благоприятную адаптацию к условиям труда, хорошее качество труда и профессиональное долголетие [16].

Составная часть профориентации - профессиональный отбор. Профотбор выполняет одну из важнейших задач в системе подготовки кадров – это выявление и отбор из исходного контингента претендентов лиц, которые с наибольшей вероятностью смогут успешно освоить конкретную специальность и без ущерба, для своего здоровья выполнять связанные с ней трудовые обязанности достаточно длительное время [15].

Анализ педагогической практики показал недостаточный уровень экономической культуры и знаний молодежи. В настоящее время в целях устранения данного пробела в старших классах общеобразовательных школ внедрено профильное обучение. В связи с этим в системе профессионального образования является актуальной проблема специальной подготовки педагогических кадров для работы в профильных школах.

Обзор психолого-педагогических исследований по подготовке педагогов для работы в профильных школах в теории и методике профессионального образования показал недостаточную изученность данной проблемы, что позволило выявить несоответствие требованиям современных условий подготовки [17,18].

Отбор лучших из числа профориентированной молодежи позволяет обеспечить наилучшие исходные условия для учебного процесса, однако вопросы информированности и профессиональной ориентации абитуриентов не всегда находятся в центре внимания приемных комиссий [1]. При профориентационной работе основной упор вузами делается на самый «легкий» способ привлечения молодежи – профагитацию [11]. В лучшем случае, при подаче документов поступающий пройдет однократное собеседование, что не позволяет реально оценить его представление об обучении в медицинском вузе, всей многогранности и сложности работы врача.

В Концепции государственной молодежной политики до 2020 года Республики Казахстан отмечается, что для привлечения молодых специалистов медицинских, педагогических, социальных и аграрных специальностей на работу в сельскую местность будет продолжена реализация проекта «С дипломом в село!» [12].

Мы считаем, реализация выше названного проекта будет эффективной, если будут созданы психолого-педагогические условия подготовки педагогов к организации профориентационной работы.

По проблемам профориентационной работы учеными выполнено очень много научных работ (Ю. А. Конаржевский, С. Н. Чистякова, Е. Л. Болотова, А. М. Гендин, Е. И. Головаха, А. Е. Голомшток, М. Л. Громкова, В. П. Жуковский, Н. Н. Захаров, Ф. И. Иващенко, Е. А. Климов, В. Г. Максимов, А. С. Мутырова, С. В. Прокопенко; Н. Г. Гусев, А. В. Калашников, А. В. Качалов, А. Д. Сазанов, Н. И. Калугин, А. П. Меньшиков и другие), где рассмторены взаимодействие школы и вуза на пути развития профильного обучения, профессиональное самоопределение молоде-жи, психология и педагогика профессиональ-ной направленности учащейся молодежи, теория и практика формирования профессиональной ориентации школьников.

Так, ведущий методолог коренного обновления теории и практики профессио-нальной подготовки психологических кадров России Е. А. Климов раскрывает проблематику профессионального самоопределения учащейся молодежи и педагогического руководства выбором профессии с акцентом на ее психологической стороне, дает представление о разнотипных профессиях, предлагает проекты профессиональных жизненных путей, рассматривает вопросы соответствия человека определенным видам деятельности, большое внимание уделяет психическому развитию человека в процессе профессиональной деятельности.

А. С. Мутырова выявила цели и задачи профориентационной работы на каждом уровне обучения и для каждого структурного подразделения в многоуровневом учебном заведении непрерывного образования с позиции личностно-ориентированного подхода и в систему профориентационной работы она включила профессиональное просвещение, профессиональный отбор абитуриентов, социально-профессиональную адаптацию, профессиональное воспитание, профессио-нальное консультирование, оказание индиви-дуальной помощи [13].

Н. Н. Захаров, определяя профессиональ-ную ориентацию как целостную систему, состоящую из взаимосвязанных компонентов, объединенных общностью цели и единством управления, считает, что педагогам для проведения профессиональной ориентации нужно располагать социально-экономическими характеристиками профессий, знать перспективы развития профессии, районы распространения профессий, уровень доходов профессионалов, пути получения квалифика-ции и перспективы профессиональной карьеры, а также особенности рынка труда, уметь пользоваться технологическими характеристиками, включающими описание производственных процессов и профессио-нальных задач; медико-физиологическими и санитарными характеристиками условий труда с перечнем показаний и противопоказаний; требованиями профессий к индивидуальным особенностям людей [6].

Целью данного исследования было изучение профиля учащихся 9,10 и 11 классов общеобразовательных школ г. Павлодара, желающих поступить в медицинские учебные заведения, с целью разработки научно–обоснованных подходов по совершенство-ванию отбора поступающих в медицинские вузы на основе полученных выводов.

Методы исследования: проведено социологическое исследование методом анкетирования, с применением самостоя-тельно разработаной анкеты, которая прошла предварительную апробацию. Данное исследование имело поперечный дизайн. Выборка включала в себя учащихся 9, 10 и 11 классов (городское и сельское население, при этом обязательным критерием включения в выборку было наличие желания поступать в медицинский вуз или колледж).

Обработка полученных материалов проводилась с использованием современных методов статистической обработки с применением пакета Epi Info версией 3.5.1. Для подсчета статистической значимости отличия наблюдаемых частот от случайных нами был применен критерий хи-квадрат (x²), этот критерий подходит для качественных данных и может использоваться для оценки независимых совокупностей, уровень значимости был определен, как р<0,05.

Результаты. Количество учащихся, желающих поступить в медицинские учебные заведения, составило 99 человек из которых 87 (87,9%) были городскими жителями, а 12 (12,1%) – сельскими. При этом, 24,2% респондентов были мужского пола, а 75,8% – женского. Учениками 9 класса являлись 31 человек (31,3%), 38 человек (38,4%) учились в 10 классу, а 30 человек (30,3%) – в 11. В исследовании приняли участие, в основном, учащиеся лицея – 39 человек (39,4%), второй по численности была группа учащихся гимназии - 25 человек (25,3%) и учащихся средней школы – 23 (23,2%), третьей – сельской школы (12 учащихся – 12,1%). Значительное число опрошенных: 77,8% выбрали государственный язык в качестве языка обучения; русский язык обучения выбрали 22,2% респондентов.

При анализе состояния профориентацион-ной работы в общеобразовательных учрежде-ниях мы, выяснили, что более трети учащихся (37,3%) не были охвачены работой по профориентации (таблица 1).

 

 

Таблица 1.

Распределение ответов опрошенных по наличию профориентационной работы в школе.

Проводится ли в школе профориентация?

г.Павлодар

Павлодарская область

Всего

 

Абс.

%

Абс.

%

Абс.

%

Да

56

64,4

6

50

62

62,6

Нет

13

14,9

2

16,7

15

15,1

Не знаю

18

20,7

4

33,3

22

22,2

Итого

87

100

12

100

99

100

 

 

Таким образом, на сегодня профориента-ционной работой не охвачена треть старше-классников (37,3%), при этом данный показа-тель был выше среди школьников сельской местности – 50 %), чем среди школьников г. Павлодара (35,6%). Полученные данные доказывают необходимость проведения более интенсивной профориентационной работы именно среди сельской молодежи.

Анализ опрошенных данных свидетельст-вует о том, что практически одинаковое число опрошенных, как жителей села, так и жителей города, связывали свое обучение в медицинском вузе с желанием осуществить свою мечту (рисунок 1). Данные показатели положительно характеризует настрой как сельской, так и городской молодежи в отношении статуса медицинской профессии.

 

 


 

 

Рисунок 1. Причина выбора профессии врача в зависимости от места проживания.

 

 

Основополагающими качествами врача, по результатам опроса школьников, являются доброта, гуманность и умение сопереживать людям (рисунок 2).

Способность к эмпатии – состраданию к чужому человеку отметили большинство респондентов: 90%. Интересно, что доля таковых в городе была выше, чем в сельской местности (93,1% и 66,7%, соответственно), что было статистически значимо (p=0.01939). Возможно, это связано с более суровыми условиями развития и роста детей (раннее приобщение к труду, необходимость тяжело трудиться каждый день, уход за скотиной и т.д.)

 

 

 

 

 

 

p=0.01939 различия статистически значимы

 

Рисунок 2. Способность опрошенных

к эмпатии.

 

Больше половины (65,7 %) респондентов уверены, что медицинское образование позволит им получить профессию, которая будет востребована. Просто получить диплом о высшем образовании желают 18,2% от всех опрошенных. Оставшиеся ответили, что их привлекает возможность совмещать обучение и научную деятельность – 9,1%, приобретение новых друзей – 1%, активная общественная деятельность – 6,1%. (рисунок 3).

Наши данные позволяют сделать вывод, что проводимая в общеобразовательных учреждениях профориентационная работа является, по сути, дефективной. Так, основная доля респондентов (68,7%), выбравших для себя профессию врача, не знакома со сроками обучения в медицинском вузе, с его спецификой (условиями труда, режима работы и т.д.). Свое знакомство с условиями и режимом работы медсестры или врача отметили только 31,3% опрошенных, при этом среди жителей села число имеющих такое представление было больше (50%), чем среди жителей города (28,7%), что было статистически значимым (p=0.3378 – различия статистически значимы).

При изучении мнения респондентов о небходимости дополнительной подготовки для поступления в медицинский вуз, мы получили следующие результаты, представленные на рисунке 4.

 

 

 

Рисунок3. Необходима ли дополнительная подготовка для поступления в медицинский вуз?

 

 

По результатам опроса 72,7% респондентов отметили необходимость дополнительной подготовки и посещения специальных курсов по медицинским предметам до поступления в вуз. При этом, на такой необходимости настаивают практически одинаковое количество учащихся из сел Павлодарской области (66,7%) и жителей города Павлодара (72,7%).

Анализ опрошенных данных свидетельствует о необходимости открытия школы юных медиков, что подкрепляется желанием более половины опрошенных (54,4%) иметь представление о первой медицинской помощи в различных ситуациях.

Обсуждение результатов. Согласно литературным данным, только 30% старше-классников осознанно выбирают профессио-нальную деятельность, соответствующую их способностям. Следовательно, 70% старше-классников обладают низкой самооценкой и не готовы к самостоятельной жизни, поэтому обучение в школе они часто сочетают с учебой на подготовительных курсах, посещением лекций, факультативов, усилением самоподготовки. В связи с этим желательно наметить область будущей профессиональной деятельности учащихся, к окончанию ими 9 класса [14]. Также интересны результаты исследования готовности к выбору профессии у школьников 9 и 11 классов [20], где учащиеся 11 классов показали очень высокий уровень готовности к выбору профессии: 96% сформировали свой выбор, в сравнении с 78% среди учеников 9 классов. Анализ  зарубежного опыта позволяет сделать вывод о том, что в каждой стране формируется своя модель системы медицинского образования, и процесс отбора в высшие медицинские вузы учебные заведения носит различный характер, адекватный ее национальной системы и традициям государства. При отборе претенденты, желающие получить медицинское образование, проходят жесткий отбор, многие отсеиваются на начальном этапе. При этом широко используются различные критерии оценки уровня подготовленности, в том числе, психологическая готовность к медицинской деятельности, навыки и умения работать руками, что немаловажно для будущих врачей.

Выводы. К сожалению, вопрос профессионального отбора пока еще представляет собой наиболее несовершенное звено в подготовке будущих медицинских работников. Проводимая в школах профориентационная работа может быть значительно улучшена, путем предоставления более подробных сведений о профессии, включая условия и режим работы. Правила приема в медицинские вузы имеют высокую вероятность попадания в медицину случайных людей, у которых нет профессионально значимых для медицинского работника личностных свойств – чувства долга, доброты, сострадания и милосердия к людям. Следовательно, при отборе в учебные заведения необходимо применение специальной системы тестов, которая позволит выявить индивидуальные способности и личностные качества абитуриента и его пригодность к медицинскому труду.

 

Литература:

  1. Балабанов С. С., Дыдыкин В. А. Социологическое исследование профессии медицинской сестры // Медицинская сестра. 2000. № 4. С. 17- 20.
  2. Бодров В. А., Малкин В. Б., Покровский Б. Л., Шпаченко Д. И. Психологический отбор летчиков и космонавтов. Проблемы космической биологии. М.: Наука, 1984. 159 с.

3. Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011 - 2020 годы // Указ Президента Республики Казахстан 1118 12.08.2014 // http://www.edu.gov.kz/sites/default/files/2011-2020_zhzh._memba-darlama_0.pdf (дата обращения: 27.01.2015)

4. Гуревич К. М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. - М.: Наука, 1970. 272 с.

5. Закон Республики Казахстан «Об образовании» от 27 июля 2007 г. № 319-III ЗРК //http://www.kau.kz/news-mo/zakon-respubliki-kazahstan-ob-obrazovanii-ot-27-iyulya-2007-goda-319-iii-zrk.html?lang=ru (дата обращения 27.01.2015).

6. Захаров, Н. Н. Профессиональная ориентация школьников. Учебное пособие для студентов. Москва: Просвещение, 1988. 272 с.

7. Здоровцов Г. И. Формирование общественно необходимой профессионально-квалификационной структуры кадров медицинских работников // Экономика здравоохранения.  2000. №7. С. 22-29.

8. Каверина Р. Изучение способностей школьников - основа профориентации // Нар. образование. 2001. № 5. С. 129-136.

9. Карцев И. Д., Холдеева Л. Ф., Павлович К. Э. Физиологические критерии профессио-нальной пригодности подростков к различным профессиям. М., 1977. 176 с.

10. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. 512 с.

11. Конева Е., Кукушкин В., Плаксина О. Абитуриент и профессиональная ориентация // Высшее образование в России. 1996. №4. С. 47-51.

12. Концепция государственной молодежной политики до 2020 года Республики Казахстан. – Астана, 2012.// http://strategy2050.kz/storage/documents/26/da/ 26da46bcdd9e309e9d76d84f8f2cf61a.pdf (дата обращения: 25.01.2015)

13. Мутырова А. С. Рекомендации в помощь абитуриенту. – Элиста: Калмыцкий государственный университет. 2008. 82 с.

14. Новиков Ю. В., Агамов А. Г., Кайкова Л. В. О работе с выпускниками по содействию их занятости на рынке труда // Общественное здоровье, управление здравоохранение и подготовка кадров. М., 2002. С. 209-2013

15. Новичкова Н. И., Левина Л. Н., Соболевская О. В. Особенности проведения медицинского и психофизиологического проф-отбора // Гигиена и санитария. 1996. № 5. 16 с.

16. Сухарева Л. М., Павлович К. Э., Рапопорт И. К., Шубочкина Е. И. Профессио-нальная ориентация молодежи: медицинские и психофизиологические аспекты // Гигиена и санитария. 2000. №1. 48 с.

17. Чистяков С. Н., Захаров Н. М. Профессиональная ориентация школьников. М.: Педагогика, 1987. 160 с.

18. Шадиев Н. Ш. Внеклассная и внешкольная профессиональная ориентация учащихся. - Ташкент: Фантазия. 1988. 112 с.

19. Щепин О. П., Филатов В., Погорелая Я. Д. Подходы к определению стратегии кадровой политики в здравоохранении: международный опыт // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 1998. №3. С.13-19.

20. Courneya C. A, Wright K., Frinton V. Mak E., Pachev G. Medical student selection: choice of a semi-structured panel interview or an unstructured one-on-one. Medical Teacher 2005. рр.499-503.

21. William G. What is the future of problem based learning in medical education? // Adv. Physiol. Educ.1998. Vol. 20. N1. pр. 12- 15.

 

Referenses:

1. Balabanov S. S., Dydykin V. A. Sotsiologicheskoe issledovanie professii meditsinskoi sestry [Sociological research of profession of medical sister]. Medisinskaya sestra [Nurse]. 2000, 4. pp.17- 20.

2. Bodrov V. A., Malkin V. B., Pokrovskiy B. L., Shpachenko D. I. Psikhologicheskii otbor letchikov i kosmonavtov. [Psychological selection of pilots and astronauts]. Problemy kosmicheskoi biologii [Problems of space biology]. M.: Nauka, 1984. V. 48. 159 p.

3. Gosudarstvennaya programma razvitiya obrazovaniya Respubliki Kazakhstan na 2011 - 2020 gody. Ukaz Prezidenta Respubliki Kazahstan 1118 12.08.2014 [State program of a development of education of the Republic of Kazakhstan for 2011 - 2020"] the Decree of the President of the Republic of Kazakhstan of December 7, 2010 N. 1118 http://www.edu.gov.kz/sites/default/files/2011-2020_zhzh._memba-darlama_0.pdf (accessed 27.01.2015).

4. Gurevich K. M. Professionalnaya prigodnost i osnovnye svoistva nervnoi sistemy [Professional competence and basic properties of the nervous system]. M .: Nauka, 1970, 272 p.

5. Zakon Respubliki Kazakhstan «Оb оbrazovanii» [Law of the Republic of Kazakhstan "On Education"]. July 27, 2007 № 319-III LRK. http://www.kau.kz/news-mo/zakon-respubliki-kaza khstan-ob-obrazovanii-ot-27-iyulya-2007-goda-319-iii-zrk.html?lang=ru (accessed 27.01.2015).

6. Zakharov, N. N. Professionalnaya orientasiya shkolnikov [Professional orientation of of schoolchildren]. Uchebnoe posobie dlya studentov studentov [Manual for students]. Moscow: Education. 1988, 272 p.

7. Zdorovtsov G. I. Formirovanie obshchestvenno neobkhodimoi professionalno-kvalifikatsionnoi struktury kadrov meditsinskikh rabotnikov [Forming publicly of necessary professionally - qualificatory structure of shots of medical workers]. Ekonomika zdravookhraneniya [Health Economics]. 2000, 7, pp. 22-29.

8. Koverina R. Izuchenie sposobnostei shkolnikov – osnova proforientasii [A study of capabilities of schoolchildren is basis of vocational orientation]. Narodnoe obrazovanie [National education]. N 6. 2001. pp.111-114.

9. Karcev I. D., Kholdeeva L. F., Pavlovich K. E. Fiziologicheskie kriterii professionalnoy prigodnosti podrostkov k razlichnym professiyam [Physiological criteria of professional the suitability of the teenagers to the different professions]. M., 1977. 176 p.

10. Klimov E. A. Psihologiya professionalnogo samoopredeleniya [Psychology of professional self-determination]. Rostov-na-Dony. [Rostov-on-Don]. 1996, 256 p.

11. Koneva E., Kukushkin V., Plaksina O. Abiturient i professionalnaya orientatsiya. [University entrant and professional orientation]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher education in Russia]. 1996, 4, pp. 47-51.

12. Kontseptsiya gosudarstvennoi molodezhnoy politiki do 2020 goda Respubliki Kazakhstan. [Сoncept of the state youth policy till 2020 of the Republic of Kazakhstan]. Astana, 2012. http://strategy2050.kz/storage/documents /26/da/ 26da46bcdd9e309e9d76d84f8f2cf61a.pdf (accessed 25.01.2015).

13. Mutyrova A. S. Rekomendatsii v pomoshch abiturientu. [Recommendations in a help to the university entrant]. Elista: Kalmytskiy gosudarstvennyi universitet. 2008, p.82.

14. Novikov Yu. V., Agamov A. G., Kaykova L. V. O rabote s vypusknikami po sodeistviyu ikh zanyatosti na rynke truda [About work with graduating students on the assistance of their employment at the market of labour]. Obshchestvennoe zdorove, upravlenie zdravookhranenie i podgotovka kadrov [Public Health, Department of Health and training]. M., 2002, pp.209.

15. Novichkova N. I., Levina L. N., Sobolevskaya O. V. Osobennosti provedeniya meditsinskogo i psikhofiziologicheskogo profotbora [Features of the medical and psycho-physiological professional selection]. Gigiena i sanitariya [Hygiene and sanitation]. 1996, 5, p.16.

16. Sukhareva L. M., Pavlovich K. E., Rapoport I. K., Shubochkina E. I. Professio-nalnaya orientatsiya molodezhi: meditsinskiе i psikhofiziologicheskiе aspekty. [Professional orientation of youth: the medical and psycho-physiological aspects]. Gigiena i sanitariya Gigiena i sanitariya. [Hygiene and sanitation]. 2000, 1, 48 p.

17. Chistyakov S. N., Zakharov N. M. Professionalnaya orientatsiya shkolnikov [Professional orientation of schoolchildren]. M.: Pedagogika [M.: Pedagogics], 1987, 160 p.

18. Shadiev N. Sh. Vneklassnaya i vneshkolnaya professionalnaya orientatsiya uchashchikhsya [Extracurricular and out-of-school professional orientation of students].  Tashkent:Fantaziya [Tashkent: Imagination], 1988,112 p.

19. Shchepin O. P., Filatov V., Pogorelaya Ya. D. Podkhody k opredeleniyu strategii kadrovoi politiki v zdravookhranenii: mezhdunarodnyi opyt // Problemy sotsialnoi gigieny, zdravookhraneniya i istorii meditsiny. [Going near determination of strategy of skilled politics in a health protection: international experience. Problem of social hygiene, health protection and history of medicine].1998, 3, pp.13-19.

20. Courneya C. A, Wright K., Frinton V.,Mak E., Pachev G. Medical student selection: choice of a semi-structured panel interview or an unstructured one-on-one. Medical Teacher 2005, рр. 499-503.

21. William G. What is the future of problem based learning in medical education? Adv. Physiol. Educ. 1998, Vol. 20. - N1. pp. 12- 15.

 

 

Контактная информация:

Лепесова Самал Жамбулатовна - магистрант 2 года обучения по специальности «Общественное здравоохранение» Государственного Медицинского университета города Семей; г. Семей, Казахстан

Почтовый адрес: Казахстан, 140007. г. Павлодар, ул. Ворушина, дом 12, кв. 104.

Телефон: моб. тел.: 8 775-176-71-74

E-mail: Samal.lepessova@mail.ru

год: 2015 выпуск №2