| Научный журнал
 ПОДГОТОВКА ВРАЧЕЙ ОБЩЕЙ ПРАКТИКИ – ОСНОВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА И ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ | статьи | Научный журнал

ПОДГОТОВКА ВРАЧЕЙ ОБЩЕЙ ПРАКТИКИ – ОСНОВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА И ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ

Опубликовано: 14-11-2014
Автор(ы): М.Ж. Еспенбетова, Т.М. Беляева, О.А. Юрковская, К.Ш. Амренова, Ж.М. Жуманбаева Государственный медицинский университет города Семей, Кафедра интернатуры по общей врачебной практике

Аннотация

Кафедра интернатуры по общей врачебной практике ГМУ г. Семей, стоявшая у истоков создания института семейной медицины в Восточном регионе Казахстана, добилась существенных успехов в подготовке и переподготовке кадров для практического здравоохранения. Дипломы врачей общей практики получили 527 выпускников, подготовлено 67 клинических ординаторов и резидентов, более 300 специалистов из других областей медицины. Достижения кафедры во многом определяются высокой квалификацией профессорско-преподавательского состава, а также своевременным внедрением в образовательный процесс инновационных методов обучения. Накопленный нами опыт позволяет сделать вывод, что в современных условиях для обеспечения компетентностного подхода в подготовке врачей общей практики необходим постоянный пересмотр образовательных программ, предусматривающих оперативное реагирование на возникающие потребности практического здравоохранения.

 

Ключевые слова: организация здравоохранения, врач общей практики, Восточный регион.

 

 

Здоровье, как состояние полного физического,

духовного и социального благополучия...

является одним из основных прав человека.

…Первичная помощь составляет неотъемлемую

часть как национальной системы здравоохранения,

осуществляя ее главную функцию и являясь ее

центральным звеном, так и всего процесса

социально-экономического развития общества.

 

Алма-Атинская Декларация по ПМСП, 1978 г.

 

Здоровье каждого человека является фактором, определяющим не только полноценность его существования, но и потенциал его возможностей. Уровень состояния здоровья народа, в свою очередь, определяет меру социально-экономического, культурного и индустриального развития государства в целом. В Послании народу Казахстана глава государства подчеркнул, что «здоровый образ жизни и принцип солидарной ответственности человека за свое здоровье – вот что должно стать главным в государственной политике  в сфере здравоохранения и повседневной жизни населения». Таким образом, персональная ответственность граждан за собственное здоровье и здоровье своей семьи должна быть неотъемлемым атрибутом государственной Программы по охране здоровья населения страны. В то же время общепризнано: чем более демократично и социально ответственно правительство для своего народа, тем более высок потенциал для реального вовлечения общества в дело охраны здоровья.

Возвращаясь к истории, следует отметить, что в Республике Казахстан Концепция первичной медико-санитарной помощи (ПМСП) была предложена более тридцати лет назад. Декларация по ПМСП, принятая 136 государствами мира в сентябре 1978 года на конференции ВОЗ/ЮНИСЕФ в Алма-Ате, утвердила ряд принципов, целью которых являлось улучшение состояния здоровья наиболее нуждающихся групп населения. Она предоставляла возможность обеспечения большей справедливости в отношении доступа к медико-санитарной помощи и повышения эффективности использования имеющихся ресурсов. В этом документе впервые здоровье было признано фундаментальным правом человека, обеспечение которого должно осуществляться под контролем как государственных служб социального обеспечения, так и гражданского открытого общества. Первичная медико-санитарная помощь предполагала широкий взгляд на вопросы охраны здоровья, выходящий далеко за рамки узкой медицинской модели, предусматривая участие всего общества и стремясь к соблюдению принципа справедливости в обеспечении доступа к службам здравоохранения, а также ряда других принципов.

Смена социально-экономических параметров общества предопределяет социальные причины как необходимости ускорения реформ здравоохранения в целом, так и изменения характера оказания первичной медико-санитарной помощи. В условиях продолжающейся реформы здравоохранения происходит внедрение системы лечебно-профилактической помощи населению, основанной на семейном принципе, где базовым звеном является семейный врач. Семейный врач - это специалист широкого профиля, врач-универсал, способный решить целый комплекс проблем, связанных со здоровьем пациентов. Причем объектом его профессиональной деятельности является семья в целом.

Международный опыт показал приоритетную роль семейной медицины в здравоохранении, как с экономических позиций, так и в плане оптимальной организации и результативности работы первичной медико-санитарной помощи и системы здравоохранения в целом. Таким образом, первичная медико-санитарная помощь рассматривается в качестве основного звена при оказании населению медицинской помощи и особая роль в этом отводится развитию семейной медицины. Именно создание службы семейного врача направлено на раннее выявление заболеваемости, формирование у населения здорового образа жизни, на сохранение трудового потенциала страны, снижение преждевременной смертности.

В свою очередь реформирование здравоохранения, законодательная нормативная база сделали необходимым введение в рабочие учебные планы всех медицинских ВУЗов Казахстана новой дисциплины – семейной медицины и способствовали открытию при них тренинговых семейно-врачебных амбулаторий. В связи с этим в г. Семипалатинске в 1998 г. были организованы кафедра семейной медицины и тренинговая семейно-врачебная амбулатория №12. В рамках Проекта по развитию первичной медико-санитарной помощи в Казахстане, финансируемого Департаментом по международному развитию (DFID) под руководством Британского Совета, 5 сотрудников кафедры прошли обучение со стажировкой в клиниках Великобритании и получили сертификаты мастера-тренера международного уровня. На протяжении 15 лет кафедра занимается подготовкой специалистов - врачей общей практики. За данный промежуток времени обучено и выпущено 527 врачей-интернов ВОП, 67 клинических ординаторов и резидентов. Результаты обратной связи от выпускников и работодателей подтверждают востребованность врачей общей практики – выпускников кафедры, которые в 100% случаев успешно трудоустраиваются в лечебно-профилактических учреждениях Республики.

Программа постдипломного образования по общей врачебной практике включает обучение по основным разделам семейной медицины: терапии, педиатрии, акушерству и гинекологии, хирургии, скорой и неотложной помощи, дерматовенерологии в амбулаторных условиях, а также коммуникативным навыкам и принципам доказательной медицины в работе ВОП. Наряду с традиционными методами, на кафедре активно используются интерактивные методы обучения, такие как CBL, TBL, интегрированные занятия, конференции, симпозиумы, мини-клинический экзамен с привлечением возможностей Симуляционного класса, Ресурсного Центра, Центра доказательной медицины, Учебно-клинического центра, которые позволяют мобилизовать студентов на самостоятельное и быстрое решение поставленной задачи, побуждают к поиску необходимой информации, включая базы данных PubMedиCochranelaboratory.

Одной из наиболее значимых инноваций, внедренных на кафедре, является объективный структурированный клинический экзамен - ОСКЭ, который успешно используется с 2000г. Проведение экзамена в виде ОСКЭ позволяет стандартизировать знания в виде конкретных схем и плана действия в клинических ситуациях, способствует доведению техники выполнения врачебных манипуляции до автоматизма в максимально приближенных к реальности условиях. В этом направлении еще предстоит огромная работа по унификации шагов не только на уровне университетов, но и на уровне Республики.

Другим инновационным приоритетом кафедры является видеоконсультирование, внедренное в 2001 г. В конце учебного года осуществляется видеозапись консультации каждым врачом-интерном членов курируемой им в течение года семьи. В дальнейшем видеоматериал подвергается анализу и оценке не только группой преподавателей, но и сам врач-интерн может оценить себя со стороны.

Важнейшим аспектом деятельности кафедры является работа по переподготовке и специализации по общей врачебной практике большей части врачей, работающих в рамках ПМСП по Восточно-Казахстанской области, а также других регионов Республики. За время существования кафедры переподготовку и специализацию по общей врачебной практике прошли более 700 врачей, но, несмотря на это, с каждым годом возрастает потребность государства в специалистах первичного звена медико-санитарной помощи.

Изменения, происходящие в системе современного здравоохранения, указывают на то, что необходимо оперативно реагировать на заказ практического здравоохранения, использовать гибкие технологии обучения (формы, методы), удобные и приемлемые для специалистов различных возрастных групп, уделять должное внимание преемственности обучения в учебном заведении и учреждениях здравоохранения, вести работу по повышению уровня профессиональной компетентности педагогических кадров, участвующих в последипломной подготовке специалистов в области семейной медицины.

Специфика профессиональной деятельности семейного врача определяется несколькими параметрами: интегрированностью оказываемой медицинской помощи (профессиональная деятельность семейного врача аккумулирует в себе несколько, видов помощи: диагностическую, лечебную, реабилитационную, профилактическую, санитарно-просветительскую, медико-социальную, консультативную и организационную), ориентацией на семью как единицу здоровья (семейный врач решает все вопросы медицинского воздействия на семью), приоритетностью профилактического направления в профессиональной деятельности, оказанием медицинской помощи разновозрастному контингенту больных на постоянной основе, многоаспектным характером взаимоотношений по линии «врач-пациент», общественной значимостью данной профессии, высокой эффективностью деятельности семейного врача в социальном, экономическом, организационном плане и т.д. Эта специфика обуславливает особую значимость семейного врача, делая его одной из главных фигур на уровне оказания первичной медицинской помощи, что следует учитывать при обучении и переподготовке врачей общей практики.

В учебные программы включены вопросы интегрированного ведения болезней детского возраста (ИВБДВ), проводятся тренинги по «Развитию детей раннего возраста», «Межличностному общению», «Репродуктивному здоровью». Созданы социально значимые школы, такие как «Школа будущей матери», «Иммунопрофилактики», «Маммолога», «Артериальной гипертензии», «Тирошкола» и т.д. Вышеперечисленные школы функционируют не только для студентов, но и для врачей во время прохождения циклов переподготовки и специализации, а также населения города.

В настоящее время при кафедре открыт и функционирует Центр ИВБДВ, где сотрудники кафедры проводят обучение не только студентов и врачей, но и городского населения. В школе «Иммунопрофилактики» ежегодно совершенствуют свои знания более 300 врачей и медицинских сестер общегородской лечебной сети.

Мы предполагаем, что реализация уже существующих программ постдипломной подготовки врачей общей практики приведет к формированию нового типа медицинского работника, обладающего как большей социальной активностью, так и большей социальной мобильностью, повышенным чувством ответственности за здоровье и качество жизни своих пациентов, открытого к сотрудничеству как с коллегами, так и с пациентами. Нам представляется, что это, в свою очередь, позволит решить ряд социальных проблем, выходящих за пределы здравоохранения: укрепить разрушающийся институт семьи, ослабить социальную напряженность, снизить уровень социального неравенства.

В рамках современного реформирования в системе здравоохранения РК необходим постоянный пересмотр образовательных программ для обеспечения компетентностного подхода в подготовке выпускников по востребованной специальности. Кроме того, следует акцентировать внимание на то, что в целях оптимизации комплексной системы профессиональной подготовки и переподготовки кадров для семейной практики с учетом накопленного практического опыта обучение сотрудников ВУЗов по актуальным проблемам ПМСП должно предшествовать или проходить параллельно с подготовкой специалистов первичного звена здравоохранения.

Кроме того, в связи со значительным расширением объема деятельности врача общей практики по смежным специальностям в настоящее время,  необходимо углубленное обучение их практическим навыкам, выполняемым сейчас узкими специалистами. Семейная медицина не должнастать альтернативой другим формам оказания медицинской помощи, но она является важнейшей конкурентоспособной сферой целостной системы здравоохранения. С этой целью необходимо формирование положительного общественного мнения о семейной практике с использованием средств массовой информации, поэтому целесообразно проводить разъяснительную работу среди населения с целью формирования чувства доверия к службе семейной практики. В то же время выбор формы получения медицинской помощи является основным правом каждого пациента.

 

Литература:

1. Государственная программа развития здравоохранения РК «Саламаты Казахстан» на 2011-2015 годы // http : // www/minplan.kz/2020.

2. Еспенбетова М.Ж., Жуманбаева Ж.М. Развитие семейной медицины в контексте Государственной программы «СаламаттыҚазахстан». - Наука и здравоохранение. – Семей, 2011. - №1. – С. 16-17.

3. Еспенбетова М.Ж., Нуртазина А.У. Роль кафедры семейной медицины в подготовке семейных врачей  и эффективность обучения с использованием инновационных технологий образования. – Российский семейный врач. – Санкт-Петербург, 2008. – Т12.- №2. – С.44-46.

4. Послание Президента Республика Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана «Новое десятилетие – новые возможности Казахстана. 29 января 2010» // http://www.akorda.kz/ru/speeches/addresses_of_the_president_of_kasakstan/poslanie_prezidenta_respubliki_kazakhstan_na_nazarbaeva.

5. Сhambers R., Wall D. Teaching made easy. A  manual for health professionals. – TJ International Ltd, Padstow; Cornwall. – 2000.

 

 

Тұжырым

ЖАЛПЫ ТӘЖІРИБЕЛІК ДӘРІГЕРЛЕРДІ ДАЙЫНДАУ - ТҰРҒЫНДАР ДЕНСАУЛЫҒЫН

САҚТАУ ЖҮЙЕСІНДЕГІ ӘСЕРІМЕН САПАНЫ ЖОҒАРЛАТУДАҒЫ НЕГІЗГІ БАҒЫТ

М.Ж. Еспенбетова, Т.М. Беляева, О.А. Юрковская, К.Ш. Амренова, Ж.М. Жуманбаева

Семей қаласының Мемлекеттік медициналық университеті,

Жалпы дәрігерлік тәжірибе бойынша интернатура кафедрасы

Қазақстанның Шығыс аймағында отбасылық медицина институтын құру шыңында тұрған, Семей қаласының Мемлекеттік медициналық университетінің жалпы дәрігерлік тәжірибе бойынша интернатура кафедрасы тәжірибелік  денмсаулық сақтауда мамандарды даярлау және қайта даярлауда  үлкен жетістіктерге жетті. Жалпы тәжірибелік дәрігер дипломын 527 түлек алса, ал клиникалық ординаторлармен резиденттер бойынша 67 маман дайындалып шығарылды, ал 300-ден астам мамандар медицинаның басқа аймағынан келіп қайта дарланып шыққан. Кафедраның осындай үлкен жетістіктеріне жетуі профессорлыққытушылыққұрамның жоғары біліктілігімен, сонымен қатар оқытудың инновациялықәдістерін білім беру үрдісінде дер кезінде енгізумен анықталады.

Тәжірибелік денсаулықсақтаудағы туындаған қажеттіліктерге басымырақ көңілаудару және білімберу бағдарламасындағы жалпы тәжірибелік дәрігерлерді дайындау компетенттілігімен қамтамасыз етуді қайта қарастыруды заманауи жағдайында қарастыру қажеттілігін біздің жинаған тәжірибемізден байқакға болады.

 

Негізгі сөздер: денсақулық сақтау, жалпы тәжірибелік дәрігер, Шығыс аймағы.

 

Summary

PREPARATION OF GENERAL PRACTITIONERS - THE MAIN WAY OF IMPROVEMENT

THE QUALITY AND EFFICIENCY OF THE HEALTH CARE SYSTEM

M.Zh.Espenbetova,T.M.Belyayeva, O.A.Yurkovskaya, K.S.Amrenova, Z.M.Zhumanbayeva

Semey State Medical University,

Department of internship on GP

Department of internship on General Practice Semey State Medical University, which stood at the origins of family medicine in the Eastern region of Kazakhstan has made significant progress in the training and retraining of personnel for practical health care.

Diplomas GPs were received 527 graduates, trained 67 clinical interns and residents, more than 300 specialists from other areas of medicine. Achievements of the department are largely determined by highly qualified teaching staff, as well as the timely implementation of the educational process of innovative teaching methods.

Our experience suggests that in today to provide the competency approach in the preparation of general practitioners need constant revision of educational programs aimed at rapid response to emerging needs practical health care.

 

Key words: Health Organization, the general practitioner, Eastern Region.

год: 2013 выпуск №4