| Научный журнал
 НОРМАТИВНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ ИНТЕГРИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН | статьи | Научный журнал

НОРМАТИВНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ ИНТЕГРИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

Опубликовано: 30-10-2014
Автор(ы): А.С. Тулеуова, Д.С. Жарлыганова АО «Медицинский университет Астана», г. Астана

Резюме

В данной статье на основе проведенного контент – анализа стратегических документов и законодательных актов Казахстана описаны нормативные предпосылки развития интегрированной системы здравоохранения страны.

 

Тұжырым

ҚАЗАҚСТАН РЕСПУБЛИКАСЫ ДЕНСАУЛЫҚ САҚТАУ БІРІКТІРІЛГЕН ЖҮЙЕСІНДЕ НОРМАТИВТІ АЛҒЫШАРТТАР

А.С. Тулеуова, Д.С. Жарлыганова

Мақалада жүргізілген контент – анализ негізінде Қазақстанның стратегиялық іс-құжаттар мен заң актілерінде елдің денсаулық сақтау біріктірілген жүйесінің нормативті алғышарттары берілген.

 

Summary

STATUTORY PREREQUISITES DEVELOPMENT OF INTEGRATED HEALTH CARE SYSTEM OF KAZAKHSTAN

A.S. Tuleuova, D.S. Zarlyganova

This article, on the basis of the content – analysis of strategy documents and legislative acts of Kazakhstan describes statutory prerequisites development of integrated health care system in the country.

 


Актуальность. Президент Назарбаев Н.А. в своем Послании народу Казахстана «Новый Казахстан в новом мире» (2011) подчеркнул, что одним из направлений государственной политики на новом этапе развития нашей страны должно стать улучшение качества медицинских услуг и развитие высокотехнологичной системы здравоохранения. Качество медицинских услуг является комплексным понятием и зависит от множества емких причин, среди которых следует выделить материально-техническую оснащенность медицинских организаций, уровень профессионализма и наличие мотивации клинических специалистов к его повышению, внедрение современных технологий управления процессами организации и оказания медицинской помощи [1].

Современная медицина основывается не только на теоретических знаниях, но и на умении принимать независимые решения, своевременно использовать знания и навыки. Чтобы всегда быть на передовых позициях современной медицины необходимо уметь правильно использовать научные знания, участвовать в научных исследованиях и применять их на практике. Интеграция образования, науки и производства, развитие послевузовского образования на основе современных достижений науки и техники является одним из приоритетных направлений развитии здравоохранения. Создание передовой академической системы здравоохранения является стратегически важным мероприятием для страны. Реформы в этой отрасли требуют тщательного анализа и долгосрочной стратегии с учетом имеющихся и планируемых ресурсов, инфраструктурных особенностей, доступа к современным технологиям, состояния здоровья граждан и менталитета медиков и населения. Законодательное подкрепление и стратегическое планирование в вопросах развития академической интегированной системы здравоохраннения является одной из первостепенных и приоритетных задач, отражающей предпосылки ее развития и становления в стране.

Цель исследования. Изучить нормативные предпосылки для развития интегрированной системы здравоохранения в Республике Казахстан.

Материалы и методы исследования. Основным методом исследования был контент – анализ законодательной базы РК. Материалами исследования послужили стратегические документы и нормативные акты Республики Казахстан в области медицинской науки и образования.

Результаты и обсуждение. В Стратегии «Казахстан – 2030» определены семь долгосрочных приоритетов, одним из которых является здоровье, образование и благополучие граждан, ставшие основной для разработки конкретных планов действий по дальнейшему развитию страны [2]. В Стратегическом плане развития РК указывается, что Казахстан к 2020 году станет страной, которая вышла из мирового кризиса более сильной и конкурентоспособной - качественное образование будет доступным по всей стране и значительно улучшится состояние здоровье населении, услуги здравоохранения будут соответствовать лучшим мировым стандартам [3]. В отраслевых стратегических документах Министерства здравоохранения [4] и Министерства образования и науки [5] - с целью повышения качества научных исследований в области здравоохранения  предполагается создание эффективной системы управления медицинской наукой и ее интеграции с образованием и практическим здравоохранением посредствам проведения ряда мероприятий. Так, одним из важных мероприятий определено увеличение доли организаций науки и образования в составе профильных научно-образовательно-практических кластеров, что позволит обеспечить качество профессиональной деятельности профильной службы.

В Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2011 – 2020 годы (далее – Программа) отражены проблемные моменты, связанные с процессом интеграции науки, образования и практики [6]. Указывается, что недостаточное количество проектных институтов и конструкторских бюро замедляет трансферт технологий в производство, что связано зачастую с отсутствием механизмов взаимодействия с ВУЗами. Слабая связь образования, науки и производства обусловлена межведомственными барьерами между ВУЗами и научными организациями, недостаточным финансированием ВУЗовской науки, чрезмерным администрированием образовательного процесса, не позволяющим гибко реагировать на достижения науки и техники, учитывать изменившиеся потребности производства, а также отсутствие экономических стимулов у частного сектора осуществлять инвестиции в образование, науку и инновационную деятельность. В Казахстане не развиты институциональные формы поддержки инновационных структур, выполняющих разработки и обеспечивающих доведение результатов научно – исследовательских и опытно – конструкторских работ до их практической реализации. К 2015 году планируется, что доля ВУЗов, осуществляющих инновационную деятельность путем интеграции образования и науки на основе внедрения результатов отечественных научных исследований в производство составит 2%, а в 2020 году данный показатель возрастет до 5%.

Для решения вышеуказанных проблем, одной из задач Программы определено создание условий для коммерциализации продуктов интеллектуальной собственности и технологий. Реализация задачи будет осуществляться посредствам внедрения расширенной практики на производстве для студентов, создания наукоемкой продукции и услуг на базе ВУЗов через организацию работы консорциумов, профильных научных организаций и предприятий, передачи отдельных научно – исследовательских институтов в состав ведущих исследовательских университетов.

В Концепции развития медицинского и фармацевтического образования Республики Казахстан на 2011- 2015 годы указывается, на необходимость предпринять меры по усилению интеграции научной, образовательной и практической деятельности в сфере здравоохранения [7]. Определена необходимость повышения активности медицинских вузов в реализации научных проектов, республиканских и отраслевых научно-технических программ, создания условий для привлечения студентов к научно-исследовательской работе и т.д. Указывается, что одним из основных принципов развития медицинского и фармацевтического образования должна стать интеграция через развитие научной деятельности в медицинских вузах, привлечение к образовательной деятельности высококвалифицированных специалистов здравоохранения позволит достичь качества подготовки и конкурентоспособности выпускника на рынке труда. А в рамках реализации цели по обновлению и совершенствованию образовательных программ одной из задач является обеспечение интеграции образования, науки и практического здравоохранения посредствам  внедрения достижений современной науки и здравоохранения, принципов доказательной медицины в образовательные программы; привлечения высококвалифицированных отечественных и зарубежных специалистов здравоохранения для клинического обучения на всех уровнях медицинского образования и привлечения обучающихся к проведению научных исследований в медицинских и фармацевтических организациях образования.

С целью создания конкурентоспособного кадрового потенциала здравоохранения и развития науки и инновационных технологий в Государственной программе развития здравоохранения «Саламатты Казахстан» на 2011-2015 годы [8] планируется повышение уровня и качества ВУЗовской науки, создание 2 научных центров коллективного пользования, оснащенных оборудованием, соответствующим лучшим мировым стандартам. Реализуемая с 2008 года Концепция реформирования медицинской науки РК определила своей миссией достижение конкурентоспособности отечественной медицинской науки, обеспечивающей получение новых знаний, востребованных для развития практического здравоохранения. В данном документе определен механизм координации и взаимодействия научных, образовательных и практических организаций в рамках деятельности профильных медицинских служб [9].

В настоящее время в Казахстане существует комплексная стратегия использования образования, науки и техники для обеспечения улучшения качества жизни своего народа. Во всех стратегических документах нашей страны вопрос интеграции практики, образования и науки отражен в той или иной мере, выстраивая и постепенно реализуясь за счет ряда нормативных документов – Закона «О науке», Закона «Об образовании» и подзаконодательных актов.

Интеграция образования, науки и производства является одной из задач образовательной политики нашей страны. Реальная интеграция выстраивается в повышении уровня исследований и научной активности вузов и научно – исследовательских институтов, осуществлении ими инновационной деятельности с широким внедрением научных результатов в производство.

Научно – техническая деятельность в РК нормативно определена как деятельность, направленная на получение и применение новых знаний во всех областях науки, техники и производства.  Одним из принципов государственной политики в области науки определено интеграция науки, научно – технических разработок, производства и образования. В Законе Республики Казахстан «О науке» 2001 года [11] одним из способов достижения данного принципа рассматривается  создание «научно – образовательный консорциумов», представляющее собой временное добровольное равноправное объединение, в котором научные организации, высшие учебные заведения и другие юридические лица, в том числе занятые в сфере производства, объединяют интеллектуальные, финансовые и иные ресурсы для проведения фундаментальных, прикладных научных исследований, разработку технологических инноваций и подготовку высокоспециализированных специалистов.

Впервые в Законе 2011 года помимо научных организации и физических лиц, осуществляющих научную деятельность, субъектами научной и  научно – технической деятельности определены исследовательские университеты и высшие учебные заведения (далее – ВУЗ). Высшим учебным заведениям Правительством РК может присваиваться статус исследовательского университета, который призван интегрировать научную деятельность и образовательный процесс на всех уровнях образования, посредствам участия в организации и проведении фундаментальных и прикладных научных исследований и иных научно – технических, опытно – конструкторских работ, используя результаты для генерации и трансферта новых знаний [10].

В законе «Об образовании» для медицинских ВУЗов с целью интеграции науки, практики и образования было введено понятие «клиническая база», подразумевающая клинику высшего учебного заведения или организацию здравоохранения, функционирующую на базе местных организаций здравоохранения, имеющая высокий уровень материально – технической базы, осуществляющая на основе современных методов организационно – методической, учебной, лечебно – диагностической и научно – исследовательской работы подготовку и переподготовку врачей, научных кадров и оказывающая все виды медицинской помощи [10].

Одним не маловажным шагом к интеграции заложены в создании Национальных научных советов, являющиеся коллегиальными органами по направлениям развития научной деятельности, формирующихся из числа компетентных казахстанских и зарубежных ученых, представителей государственных органов, национальных холдингов, компаний, субъектов частного предпринимательствам, научных организаций, высших учебных заведений и научных общественных объединений. [12]

Трансформация знаний в технологии и их трансферта в экономику является одним из основных принципов управления научной деятельности. Научным организациям и ВУЗам законодательно разрешено создание деятельность, которая заключается практическое применение (коммерциализация) результатов научной и научно – исследовательской деятельности.

Создание научных лабораторий коллективного пользования содействует выполнению Программы формированного индустриально-инновационного развития Казахстана, способствуя содействию в реализации научных и научно – технических программ и проектов, распространении новых знаний и технологий, создании условий для коммерциализации результатов научной деятельности. Привлечение студентов, магистрантов и молодых ученых научной организации и ВУЗа, посредствам предоставления доступа к пользованию приборами и оборудованием позволяет академически выстроить интегрированную систему в области здравоохранения [13].

Для построения на данном этапе интегрированной академической системы здравоохранения существует необходимость в устойчивом правовом институте с гармонизацией во всех областях. Законодательство не в полной мере отражает все структурные компоненты и составляющие интегрированной системы.

Нормативные предпосылки развития интегрированной системы здравоохранения будут способствовать созданию модели, основанной на инновациях и международных подходах, которая будет внедрятся на всех уровнях здравоохранения - от академического и высокоспециализированного до первичного звена оказания медицинской помощи.

Все стратегические приоритеты формулируют конечные цели – выход образования и науки на мировой уровень и высокую востребованность ее результатов инновационным процессом, экономикой и обществом.

 

Литература:

  1. Послание Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева к народу «Новый Казахстан в новом мире» (2011).
  2. Стратегия «Казахстан – 2030». «Процветание, безопасность и улучшение благосостояние всех казахстанцев».
  3. Указ Президента Республики Казахстан от 1 февраля 2010 года №922. О Стратегическом плане развития Республики Казахстан до 2020 года
  4. Стратегический план Министерства здравоохранения на 20011 – 2015 годы, Постановление Правительства Республики Казахстан №183 от 25.02.2011 г.
  5. Постановление Правительства Республики Казахстан от 19 февраля 2011 года №160. Об утверждении Стратегического плана Министерства образования и науки Республики Казахстан на 2011-2015 годы
  6. Указ Президента Республики Казахстан от 7 декабря 2010 года №1118. Об утверждении Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011 – 2020 годы
  7. Приказ и.о. Министра здравоохранения Республики Казахстан от 12 августа 2011 года №534. Концепция развития медицинского и фармацевтического образования Республики Казахстан на 2011- 2015 годы
  8. Указ Президента Республики Казахстан от 29 ноября 2010 года №113. О Государственной программе развития здравоохранения Республики Казахстан «Саламатты Казахстан» на 2011-2015 годы
  9. Приказ Министра здравоохранения Республики Казахстан от 19 февраля 2008 года №79. Концепция реформирования медицинской науки Республики Казахстан на 2008 – 2012 годы
  10. Закон Республики Казахстан от 27 июля 2007 г. №319-III. Закон Республики Казахстан «Об образовании»
  11. Закон Республики Казахстан от 18 февраля 2011 года №407 – IV. Закон Республики Казахстан «О науке»
  12. Постановление Правительства Республики Казахстан от 16 мая 2011 года №519. О национальных научных советах
  13. Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 19 мая 2011 года №200. Об утверждении Типового положения о научных лабораториях коллективного пользования

год: 2012 выпуск №3